Журналистам разъяснили содержание упрощённого порядка регистрации недвижимости

В рамках мероприятий, посвященных 15-летию Росреестра и месяцу регистрации прав на недвижимость, в тюменском управлении состоялась встреча с журналистами, в ходе которой рассмотрены 15 актуальных вопросов, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества. В том числе, разъяснено, как и в каких случаях тюменцы могут воспользоваться упрощенным порядком регистрации. Ответил на вопросы заместитель руководителя Управления Росреестра в Тюменской области Игорь Ткаченко.

Игорь Ткаченко

Об упрощенном порядке регистрации

В чем заключается принципиальное содержание упрощенного порядка кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость – минимум документов, действий и затрат времени заявителей. Почему упрощённые процедуры стали возможны – потому что, ряд важных процедур передали профессиональным участникам рынка. В частности, если органы власти, органы местного самоуправления или определенные законом профессиональные участники сферы недвижимости (например, кадастровые инженеры) уже приняли решения, составили документы – именно для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений об объекте недвижимости, его правообладателе – этого достаточно и нет необходимости проходить какие-либо дополнительные процедуры.

Кроме того, упрощаются и процедуры в сфере строительства. В частности, определен перечень объектов, которые не требуют получения разрешения на строительство.

Упрощенный порядок четко отделяет, распределяет границы, зоны компетенции. Например, согласно закону, при государственной регистрации недвижимости работником Росреестра не осуществляется проверка законности выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии. Не проверяется и законность направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе – проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенное в эксплуатацию. Также не требуется проверка соответствия таких зданий или сооружений виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к этому участку ограничениям прав на землю.

Таким образом, для кадастрового учета и регистрации прав не требуется вся та документация, которая анализируется при принятии органами власти и органами местного самоуправления решений по вопросам строительства. Теперь в таких случаях для регистрации нужны только сведения, которые есть у правообладателя, а также общие сведения – что это за объект, каковы его основные характеристики, когда он создан и пр.

Условно, предусмотренный законом упрощенный порядок можно разделить на два варианта: первый связан с созданием объектов, к нему относится, в том числе, «дачная амнистия» и «гаражная амнистия». Второй вариант связан с земельными участками и объектами, имеющими специфику размещения. Вот кратко, что собой представляет упрощенный порядок и его яркие примеры.

О «дачной амнистии» и «дачной амнистии 2.0» 

«Дачная амнистия» реализуется с 2006 года. Несмотря на название, она распространяется не только и не столько на дачи или объекты, которые где-то за городом. «Дачная амнистия» распространяется на жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ), а также на землях, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства. Следующую группу составляют объекты, которые именуются как хозяйственные постройки (капитальные индивидуальные гаражи, бани, сараи и т.д.).

Чтобы поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права на такие объекты, необходимо только заполнить декларацию об объекте и предоставить технический план, который подготавливается кадастровым инженером. То есть, никакой дополнительной разрешительной и иной документации или дополнительных действий именно для обращения за регистрацией не требуется.

Со временем сформировалась определенная группа объектов, которая не попадает под условия «дачной амнистии» – это объекты, которые были построены до принятия закона о государственной регистрации недвижимости (до мая 1998 года), и заявителем права на них оформлены. По действовавшему законодательству, порядок их узаконения существовал и раньше, но признать права можно было лишь в судебном порядке.

В результате были выработаны решения и принят закон о расширении действия «дачной амнистии» с включением тех ситуации, когда подтвердить какими-то документами права на дом или землю человек не может в силу различных обстоятельств.

Данный закон получил наименование «Дачная амнистия 2.0» и предусматривает определенный упрощенный механизм. Человеку достаточно представить документы, которые подтверждают факт использования дома до 1998 года. Это могут быть различные договоры на поставку тепловой или электрической энергии и пр. Главное, чтобы из них было видно, что до 1998 года дом был, и конкретное лицо им обладало. В последующем необходимо обратиться в органы местного самоуправления (ОМСУ) и дальнейшие действия осуществляют уже они.

Важно, что в «Дачной амнистии 2.0» в полном объеме реализован механизм исключения необходимости для заявителя самостоятельного обращения в орган регистрации. А именно, после обращения правообладателя с заявлением о формировании, предоставлении земельного участка под домом, представители ОМСУ выезжают на место, фиксируют, принимают решение о формировании земельного участка и в последующем направляют документы в Росреестр, при этом госпошлина с заявителя не взимается. И, конечно, по такой группе объектов теперь нет необходимости обращаться в суд.

О «гаражной амнистии» 

Закон о «гаражной амнистии» позволяет в упрощенном порядке оформить свои права на гаражи, которые были построены до 2004 года. В частности, чтобы оформить гараж в собственность, необходимо подтверждение факта пользования им любыми документами, которые (так же, как и в «дачной амнистии») даже косвенно подтверждают факт владения, использования гаража. Это могут быть договоры на поставку тепловой, электрической энергии и т.д., уплата взносов именно этим лицом до указанной даты, акты предоставления земли какому-либо предприятию и пр.

С перечисленными выше документами гражданин обращается в орган местного самоуправления либо уполномоченный орган государственной власти по месту нахождения объекта и дальше, в зависимости от конкретной ситуации, ими будет проводиться соответствующая работа – формироваться земельный участок, осуществляться кадастровый учет и (или) оформление прав на землю, затем – оформляться право собственности лица на гараж.

Здесь также от гражданина не требуется самостоятельного обращения в органы регистрации прав, действия производятся на основании заявлений от уполномоченных органов и их решений. Напомним, при обращении органов власти, граждане освобождены от уплаты государственной пошлины.

В рамках встречи рассмотрены также вопросы, связанные со способами защиты прав на недвижимость, выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и др. Об этом – в следующих материалах.

Актуальные материалы и ответы на часто встречающиеся вопросы размещаются на официальных страницах Управления в социальных сетях:

https://vk.com/public193162844?w=wall-193162844_977

https://ok.ru/group/56563605176454/topic/155316352951686

https://t.me/rosreestr_72

А также в региональной вкладке Управления на официальном сайте Росреестра.

Подписывайтесь. Будьте в курсе новостей в сфере земли и недвижимости.

Пресс-служба Управления Росреестра по Тюменской области


__________________________

новости рынка недвижимости

Тюменцы, не живите ожиданиями!

50 парафраз из новостей недели

Новый взгляд на район Гагаринского парка: чем он привлекает сегодня и что ждет его в ближайшем будущем?

 


Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru