РОЖДЕСТВЕНСКИЙ САММИТ

Застройщик раскрывает смыслы самобытного ограждения ЖК в центре Тюмени

Тюменцы не раз обращали внимание на один из самых на сегодняшний день креативных заборов в городе – вокруг строительной площадки кварталов «На Минской». Как «ткалось» такое самобытное ограждение, рассказали в компании «Брусника».

Коллаборацию реализовали совместно с художником Андреем Топоровым. Консультантом проекта выступила искусствовед, автор книги «Тюменский ковер. Традиции и современность» Наталья Сизева.

- Мы всегда очень внимательно относились к идентичности и истории места, – комментирует директор «Брусники» в Тюмени Виктор Корчагин. – Кварталы «На Минской» – особенный для нас проект. Во-первых, он расположен в центре, во-вторых, в него заложено множество новаторских и для компании, и для города решений. Поэтому мы использовали артефакт, который вбирает в себя сразу несколько смыслов. Он демонстрирует производственный и творческий потенциал Тюмени, показывает, что мы умеем хранить традиции, и одновременно выполняет просветительскую функцию. Примерно половина проходящих мимо художников людей даже не подозревала, что город по-прежнему является одним из крупных центров российского ковроткачества.

Таковым он стал, к слову, ещё в середине XVIII века. Искусство в регион привезли выходцы из Бухарского ханства, и оно не перестаёт развиваться уже 300 лет. На местных фабриках при изготовлении ковров используется только чистошерстяная пряжа и хлопковая основа. Благодаря специальной обработке им не страшны моль и другие вредители. При бережном отношении изделие прослужит более 100 лет.

Орнаменты, цвета и композиции тюменских махровых ковров передавались из поколения в поколение. Мастера, получив узор по наследству, изменяли его, исходя из собственных эстетических взглядов. В результате набор узоров ширился, и в итоге сформировался особый тюменский стиль ковра.

- Кто бы мог подумать, что элемент декора, который мы обычно воспринимаем как фон, вдруг станет главным героем? – рассуждает Андрей Топоров. – Поскольку мы воспроизводили работы других мастеров, нас, в первую очередь, интересовало мнение профессионалов, которые ежедневно видят ковры. Нам удалось их удивить. А это маркер того, что работа выполнена качественно.

Всего на ограждении изображены четыре орнамента. Всё это реальные узоры, которые выполняет завод «Сибирский ковёр». Рядом с изображениями «Брусника» разместила хлопушки (выбивалки) для ковров, интегрировав таким образом два направления искусства – инсталляцию и перфоманс.

Это не первый креативный забор компании в Тюмени. Стройплощадку «Октябрьского на Туре» сегодня украшают открытки с видами города, а района «Зарека» – изображения исторических эпох, сгенерированные нейросетью.

А теперь подробнее об узорах!

Цветочная поляна

В центре ковра – букет из роскошных маков, окружённых пышной листвой и лёгкими веточками клевера. Вокруг – бордюрная кайма, образующая овал центрального медальона, согласованный с букетом. Завершает композицию ковра узкая кромка с мелкими цветочными мотивами в узоре.

Ковёрс картины Сурикова «Взятие снежного городка»

В 1880–1890-е годы Василий Суриков нередко бывал в Тюмени, где посещал местные ярмарки. В 1887-м художник пишет: «В дороге я рисовал кое-что. В Тюмени купил три ковра на 15 рублей. Такие в Москве стоят гораздо дороже».

- Ковер, покрывающий спинку саней у правого угла картины, – подлинный шедевр, своего рода вершина суриковского мастерства в области колорита, – писал искусствовед Виктор Никольский.

Сотрудники Сибирской ковровой фабрики воссоздали этот шедевр. Его изготовление заняло три месяца.

Ковёр традиционный «Сибирь»

Яркий цветочный узор на чёрном фоне – один из излюбленных декоративных приёмов в сибирском ковроткачестве. Композиция строится на сопоставлении пышного цветочного букета в центре и широкой каймы, в узоре которой чередуется красные и малиновые бутоны с сочными зелёными листьями. В народном представлении чёрный фон символизировал плодородную землю, а цветущий букет – радость жизни, благополучие, счастье и процветание.

Розовые маки

Композиция ковра характеризуется максимальной загруженностью фона. Узор строится на сплошном заполнении поля, почти полностью покрывающем поверхность. При строго замкнутой схеме расположения узора в ковре сохранено ощущение живой цветущей природы. Оно – в гибких, плавных ракурсах цветов и листьев, в их мягкой светотеневой проработке, в соотношении мелких и крупных форм.

Вы видели? Вы фоткались?

Комитет по связям с общественностью и СМИ администрации города Тюмени

  

 

Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru