На форуме «Международная неделя бизнеса-2020» обсудили процессы цифровой трансформации учетно-регистрационной сферы

Специалисты тюменских Росреестра и Кадастровой палаты рассказали о своих впечатлениях от участия в онлайн-мероприятиях форума и поделились «цифровыми» успехами в регионе.

выступает Петр КлецНа секции "Цифровая трансформация": как мы будем жить в эпоху дистанта

Форум «Международная неделя бизнеса-2020» прошел с 8 по 11 декабря в онлайн-формате на площадке, предоставленной Республикой Башкортостан. Специалисты тюменских Росреестра и Кадастровой палаты приняли участие в ряде мероприятий форума.

Экспертами секции «Цифровая экономика и инвестиции. Ожидания и реальность» выступили представители Национального объединения застройщиков жилья, Института развития строительной отрасли, Клуба инвесторов Москвы, Нотариальной палаты Республики Башкортостан, Башкирского отделения ПАО Сбербанк, общественных организаций и профессиональных объединений.

В рамках секции эксперты обсудили перспективы цифровизации госструктур в интересах граждан, бизнеса и предпринимательства. На примере Росреестра, процесс цифровой трансформации которого начнется в 2021 году, было показано развитие электронных услуг и сервисов, популярность которых возросла в условиях пандемии коронавируса.

Отмечается рост популярности электронных услуг

Модератором выступила исполнительный директор Национального объединения технологических и ценовых аудиторов, член Комитета по предпринимательству в экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Елена Миловидова. Открывая мероприятие, она напомнила, что Правительством РФ поставлена задача обеспечения получения в электронном виде всех самых популярных государственных услуг. «Росреестр давно оказывает свои основные услуги в онлайн-формате и сегодня разрабатывает концепцию цифровой трансформации на 2021-2023 годы. Уже активно ведется работа по созданию новых сервисов, которые позволят гражданам и бизнесу с комфортом и на единой платформе получать услуги по оформлению недвижимости», – отметила модератор.

В ходе заседания было замечено, что профессиональные участники рынка недвижимости повсеместно отмечают высокую активность ведомства в части обеспечения условий для оказания госуслуг в интересах граждан и бизнеса. Руководитель Управления Росреестра по Республике Башкортостан Петр Клец продемонстрировал востребованность цифровых сервисов в области электронной регистрации прав на объекты недвижимости в период пандемии коронавируса на примере своего региона. В частности, количество электронных заявлений, поступивших на регистрацию прав и сделок с недвижимостью, в 2020 году выросло на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а основными заявителями в Башкирии являются физические лица (61%). Что касается юридических лиц (финансово-кредитные организации и застройщики), то их доля составляет лишь 11,5% в общем объеме электронных заявлений. «Мы надеемся, что на территории нашего региона бизнес более активно включится в процесс получения услуг Росреестра в электронном виде», – сказал Петр Клец, пригласив представителей бизнес-сообщества к открытому диалогу с ведомством.

Отметим, что рост услуг Росреестра, предоставляемых в электронном виде, наблюдается и в Тюменской области. Так, по итогам 11 месяцев 2020 года от общего числа документов, поступивших в орган регистрации, в электронном виде подано более 35%. Динамика роста в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составила более 33%. От органов власти и местного самоуправления за 11 месяцев в электронном виде поступило более 96% документов.             В рамках СМЭВ используется 41 формат, что позволяет заявителям не предоставлять ряд документов при кадастровом учете или регистрации недвижимого имущества.

Можно отметить и увеличение объемов поступления электронных запросов сведений, содержащихся в госреестре недвижимости. Так, за 11 месяцев 2020 года в регионе практически достигнуты показатели, полученные за весь предыдущий год – уровень одиннадцати месяцев 2019 года превышен на 6,6%. Пользуется популярностью и онлайн-сервис Федеральной кадастровой палаты, через который можно получить самые актуальные сведения о недвижимости буквально за несколько минут, будучи авторизованным на портале Госуслуг.

Электронные услуги выходят на новый уровень

Большой интерес участников секции вызвала информация о цифровизации государственных услуг Росреестра. Так, в настоящее время ведомством разрабатываются новые электронные сервисы, которые позволят повысить скорость регистрации сделок и качество предоставления этих услуг. В рамках этих проектов планируют использовать механизм государственно-частного партнерства. Например, при создании «виртуальной комнаты сделок», объединяющей всех участников рынка недвижимости на одной цифровой платформе.

По замыслу разработчиков, весь цикл сделки – от подбора объекта недвижимости, оформления ипотеки, заключения договора купли-продажи и расчета между сторонами – будет реализован в едином сервисе Росреестра. «В этом сервисе будут задействованы агрегаторы поиска недвижимости, оценщики, банковские структуры, сам Росреестр, – рассказал Петр Клец. – Это пример ГЧП, когда конкретная госуслуга будет оказываться в короткие сроки в режиме «одного окна» и без лишних бюрократических процедур».

Другой цифровой проект, о котором рассказали на секции «Цифровая экономика и инвестиции. Ожидания и реальность», это Единый информационный ресурс (ЕИР) о земле и недвижимости. Планируют его создать в 2021 году. На базе ЕИР будут реализованы такие сервисы как «Земля для стройки» (сервис по поиску и покупке земли под строительство жилья) и «Земля просто» (аналог программы «Дальневосточный гектар», но в масштабах всей страны).

Подводя итоги, эксперты подчеркнули, что цифровизация услуг Росреестра обеспечит гражданам, застройщикам, кредитным организациям и органам власти новый уровень качества предоставления госуслуг и еще больший объем возможностей.

«Электронные услуги выходят на новый уровень, становясь более клиентоориентированной, удобной в использовании цифровой площадкой для всех участников, работающих с недвижимостью», – прокомментировал заместитель руководителя Управления Росреестра по Тюменской области Игорь Ткаченко.

Цифровая трансформация в каждой отрасли экономики

В рамках форума тема цифровизации была широко представлена и на таких диалоговых площадках, как «Цифровая трансформация: как мы будем жить в эпоху дистанта», «Специфика продвижения IT-услуг на экспорт», «Коронавирусные тренды. Новый взгляд на электронную торговлю», «Инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства: финансовые и нефинансовые сервисы, переход в онлайн» и др. Кроме того, состоялся разговор на тему развития образования и финансовой сферы в части внедрения цифровых технологий.

Выступая на секции «Цифровая трансформация: как мы будем жить в эпоху дистанта», ректор Государственного университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов заметил, что в истории человечества переход с одного носителя информации на другой происходил уже неоднократно: меняются только интерьеры и интенсивность процессов. «В наше время происходит переход от общества индустриального к обществу информационному, и для этого требуется изменение культуры, включая трансформацию форм и методов обучения, воспитания, организации и управления», подчеркнул эксперт.

Как отметили организаторы форума, коронавирусный «локдаун» повлек за собой необратимые изменения всех уровней экономики. Глобальная повестка характеризуется острой потребностью в опережающем развитии страны, поэтому сегодня форсирование экономик каждого субъекта Российской Федерации необходимо рассматривать как интегральный для государственной экономики в целом процесс.

«Стратегия успеха при таком подходе зависит от взаимодействия всех участников процессов и оперативной коммуникации, комментирует главный технолог тюменской Кадастровой палаты Юлия Стробыкина. В Тюменской области, на наш взгляд, процессы развития идут с учетом вызовов времени, включая освоение цифровых технологий в учетно-регистрационной сфере. Такие мероприятия, как «Международная неделя бизнеса-2020», нужны для более успешного взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества, направленного на повышение качества предоставления услуг, в том числе – в электронном виде».

Пресс-служба тюменской Кадастровой палаты

Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru