Евгения Скирда
Евгения Скирда
Эксперт по новостройкам ГК «Меридиан»
ГК «Меридиан» осуществляет строительство жилых комплексов «Легенда Парк», «Новый мыс 3.0» и «Заречный»

Чьим именем назовем аэропорт «Рощино»? Мнения тюменцев принимаются до 30 ноября

В октябре был объявлен всероссийский конкурс по переименованию аэропортов «Великие имена России». Его организаторами выступили Общественная палата Российской Федерации, Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество. К участию в конкурсе приглашаются все желающие граждане Российской Федерации, а голосование продлится до 30 ноября 2018 года.

Идеей конкурса стало определить путем народного волеизъявления имена выдающихся соотечественников, которые будут присвоены крупным аэропортам страны. Имена, которые выберут россияне, дополнят официальные наименования 47 аэропортов России международного и федерального значения с совокупным пассажиропотоком более 170 миллионов человек. В этот список вошел и тюменский аэропорт «Рощино, который в этом году отметил свое 50-летие.

Его появление связано с развитием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, который требовал увеличения воздушных перевозок пассажиров и грузов. В 1966 году была сдана в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с которой практически сразу же начались полеты на воздушных судах первого класса. Очень многое о том времени говорит факт, что первыми пассажирами самолета, взлетевшего с новой ВПП, были дети строителей и их учителя. А днем рождения аэропорта «Рощино» принято считать 15 мая 1968 года, когда в должность вступил командир недавно созданного Второго тюменского объединенного авиаотряда Михаил Хрисанович Наумов. С этого дня началось формирование коллектива нового аэропорта, в числе которого стоит вспомнить первых руководителей подразделений – Владимира Александровича Белякова, отвечавшего за спецтранспорт, Егора Федоровича Доровикова, возглавившего аэронавигационную службу и Юрия Андреевича Лохманова, руководившего авиационно-технической базой.

Первыми самолетами, которые базировались в «Рощино», были поршневые Ли-2, называемые в народе «дугласами», а также современные по тем временам турбовинтовые Ан-24 и «грузовики» Ан-12. В те годы ни один из аэродромов Тюменской области, кроме «Рощино», не имел взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, а первый полноценный аэровокзал с гостиницей «Лайнер» был построен здесь только в 1970 году. На Север тогда самолетами завозили все или почти все – от строительных материалов и труб нефтепроводов до фруктов и овощей. Неутомимый трудяга Ан-12, получивший в среде авиаторов не слишком лестное прозвище «сарай», его младший брат Ан-26 и старший – Ан-22 с более звучным именем «Антей», летали из «Рощино» с регулярностью пассажирских рейсов. Одним из первых в Тюмени осваивал новую технику «патриарх» грузовых перевозок Слава Иванович Мерзляк.

Аэропорт «Рощино» в то время стал учебным центром, обучавшим пилотов и инженеров со всей страны, щедро делился знаниями и помогал осваивать «матчасть». Нельзя не упомянуть его руководителей Геннадия Павловича Ласкина и легендарного Владимира Григорьевича Джугашвили, стараниями которых проводилась эта большая и нужная работа. Многое в «Рощино» делалось впервые в истории авиации, например, освоение самолета Ил-76. Под командованием Бориса Константиновича Кузнецова в 1977 году он впервые совершил гражданский рейс из Тюмени в Надым. По объему перевозимых грузов тюменские авиаторы тогда уверенно занимали первое место в стране и даже ближайшие конкуренты серьезно от них отставали. Объемы грузовых перевозок через Тюмень были столь значительными, что какое-то время даже существовала идея строительства здесь грузового аэропорта.

Вместе с СССР, который в 1990 году добился максимальных показателей по пассажирским авиаперевозкам – 138 миллионов пассажиров, своих максимальных показателей достиг и «Рощино», который перевез в течение этого года 2,5 миллиона пассажиров. Но уже следующий год отметился резким спадом перевозок, а к середине «лихих девяностых» аэропорт вышел на исторические минимумы – 263 тысячи пассажиров, меньше перевозили только в год его открытия. Ситуация начала медленно исправляться лишь к началу нового века, во многом благодаря правильным управленческим решениям Владимира Николаевича Полякова, долгое время бывшего бессменным руководителем «Рощино». Приняв аэропорт с изношенной инфраструктурой и безнадежными долгами банкротившихся авиакомпаний, Владимир Николаевич сумел убедить руководство Тюменской области и автономных округов в необходимости развивать стратегический объект. Были реконструированы обе взлетные полосы, заменено светосигнальное оборудование, отремонтирован пассажирский терминал, «Рощино» получил международный статус.

Новый этап истории «Рощино» начался в 2012 году со строительства нового пассажирского терминала и реконструкции аэровокзального комплекса, которое велось без прекращения регулярных полетов. Стратегия развития предусматривает создание в Тюмени крупного авиатранспортного узла, отвечающего основным требованиям жителей Уральского федерального округа. Площадь открывшегося в 2017 году нового аэровокзала превышает 27 тысяч квадратных метров, его пропускная способность – 600 пассажиров в час, что позволяет ежегодно обслуживать до пяти миллионов пассажиров.

Из предложенных тюменцами имен великих россиян, которыми может быть назван аэропорт «Рощино», в финал вышли Петр Ершов, Дмитрий Менделеев и Виктор Муравленко. Голосование в рамках общенационального конкурса «Великие имена России» продолжается на сайте Великиеимена.рф. Однако идея переименования, а точнее присвоения дополнительного названия тюменскому аэропорту, не у всех вызывает однозначную реакцию. Пилот первого класса и заслуженный работник транспорта Николай Нестерович Кайдалов считает, что для аэропорта «Рощино» вполне достаточно одного имени. «Даже если рассматривать оставшихся кандидатов»,  говорит ветеран «Аэрофлота»,  «то ни Менделеев, ни Ершов отношения к авиации не имеют, только Муравленко, да и то опосредовано. А мне кажется, что если аэропортам и давать имена, то великих летчиков и авиаконструкторов, которых немало».

В свою очередь, директор аэропорта «Рощино» Игорь Лужбин к идее присвоения воздушной гавани дополнительного имени относится положительно: «Не могу выделить кого-то среди оставшихся претендентов. Каждый из них является яркой личностью, внес значительный вклад в мировую историю и его судьба связана с Тюменской областью, чем мы не можем не гордиться. В любом случае, какое бы имя знаменитого деятеля не присвоили аэропорту, «Рощино» всегда будет оставаться для нас таким же родным!». Директор главного аэропорта Тюменской области также отметил, что общенациональный конкурс «Великие имена России» является Федеральным проектом и все финансовые затраты по доиментованию аэропортов несут его организаторы.

Интересное и, отчасти, неожиданное мнение по поводу присвоения аэропорту «Рощино» нового имени высказал руководитель депутатской фракции «Единая Россия» Андрей Артюхов, которой поддерживает кандидатуру Петра Ершова: «Создателя «Конька-Горбунка» знают во всем мире. Его чудесная сказка переведена на десятки языков и издается миллионными тиражами. Только в Японии «Конёк-Горбунок» переиздавался более 50 раз! Разве Пётр Павлович не достоин того, чтобы его имя было присвоено тюменского аэропорту Рощино? Гости Тюмени, прилетая в наш город, наверняка обратят внимание на имя в названии, проявят интерес, возможно, удивятся: «Неужели Ершов из местных?» Все в детстве читали «Конька-Горбунка», но не каждый знает, что его автор родом из деревни Безруково Ишимского уезда (сейчас это село Ершово), что он работал в Тобольске и похоронен там. Я хочу, чтобы вы поняли: присвоение имени нашему аэропорту не просто дань уважения одному из заслуженных людей. Имя Ершова может подарить региону туристические перспективы. Конек-Горбунок – это бренд!»

Аркадий КУЗНЕЦОВ


Подпишись на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru