Евгения Скирда
Евгения Скирда
Эксперт по новостройкам ГК «Меридиан»
ГК «Меридиан» осуществляет строительство жилых комплексов «Легенда Парк», «Новый мыс 3.0» и «Заречный»

В 2018 году в Тюмени будет снесено более 40 000 деревьев

В апреле текущего года тюменцы с негодованием восприняли снос 361 дерева, произраставших у автовокзала. Кто-то даже это оценивает как экологическое преступление. К сожалению, лишь единицы горожан обладают достоверной информацией, сколько всего деревьев и кустарников уже снесено и будет снесено в текущем году; сколько зеленых насаждений ежегодно вырубается в городе.

"Очистка" территории возле автовокзала

Коллегия экологов Общественного совета города Тюмени, начиная с 2005 года, а комиссия по охране окружающей среды Общественной палаты Тюменской области с 2014 года, ежегодно пытаются анализировать, сколько сносится и высаживается деревьев и кустарников, предпринимают определенные усилия по уменьшению их сноса и увеличению посадки.

Так, в 2005 году был предотвращен снос примерно половины всех зеленых насаждений, произраставших в сквере Борцов революции, где планировалось построить новый главный корпус ТГУ. В 2010 году был предотвращен снос большинства деревьев, произраставших в сквере им. Машарова, где органы власти намеревались установить памятник труженикам тыла и для улучшения его видимости «расчистить» сквер. В 2015 году удалось добиться внесения изменений в проект благоустройства лесопарка «Затюменский» и тем самым спасти от сноса более 500 деревьев. В 2016 году таким же путем далось спасти от сноса более 150 деревьев при расширении проезжей части ул. Свердлова. И так далее.

Самыми крупными достижениями экологов-общественников в этом вопросе стали: в 2009 году – запрет на тотальную варварскую обрезку стволов деревьев «на столб» (на высоту от 4 до 6 м), предотвративший неизбежную постепенную гибель примерно 200 000 деревьев, планируемых к обрезке «на столб» в 2009-2016 годах (темпом по 30 тыс. деревьев в год); в 2010 году – внесение изменений в Правила благоустройства территории города Тюмени, изменивших порядок проведения компенсационного озеленения: теперь вместо одного снесенного дерева должно высаживаться не одно дерево, как было раньше, а целых три; в 2017 году – создание лесопаркового зеленого пояса вокруг города Тюмени площадью 66 849 га, где полностью запрещен снос деревьев и кустарников.

И тем не менее, экологи-общественники считают, что они пока проигрывают в деле сохранения зеленого наряда Тюмени, так как в городе ежегодно вырубается и погибает зеленых насаждений в среднем в 5-10 раз больше, чем высаживается. То есть пока не удается добиться даже элементарного воспроизводства зеленых насаждений, доведения их количества до норм, установленных Сводом правил 42.13330.2011-«СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Генеральным планом городского округа город Тюмень.

Вот и 2018 год не стал исключением. По предварительным подсчетам общественников-экологов в 2018 году только за первые 4 месяца снесено более 12 тысяч деревьев, а до конца года планируется снести еще примерно 30 тысяч деревьев.

Так, примерно 27 тысяч деревьев, в основном сосен и берез планируется снести при подготовке к строительству участка кольцевой дороги (так называемого «Восточного обхода») от автодороги на Криводаново (Старотобольского тракта) до Ялуторовского тракта; 711 деревьев планируется снести при расширении проезжей части ул. Мельникайте от ул. Харьковская до ул. Хабаровская; примерно 500 деревьев планируется снести при расширении проезжей части ул. Одесская, Котовского и Осипенко; примерно 1000 деревьев неизбежно будет снесено при подготовке объектов строительства по выданным разрешениям на строительство (в среднем в Тюмени ежегодно выдается 70 таких разрешений); несколько сот деревьев неизбежно будет снесено при производстве аварийно-ремонтных работ на инженерных сетях и так далее.

Удельная площадь зеленых насаждений общего пользования в городе Тюмени (то есть территории, занятые парками, скверами, садами и бульварами) составляет 2,3 кв.м на 1 чел., тогда как по норме должна составлять 16 кв.м на 1 чел., а по Генплану – 19,9 кв.м на 1 чел. При этом в Москве удельная площадь зеленых насаждений общего пользования составляет 23 кв.м на 1 чел., в соседних Омске и Екатеринбурге – примерно 20 кв.м на 1 чел. Поэтому снос зеленых насаждений в Тюмени следует производить лишь в исключительных слушаниях, когда без этого невозможно обойтись, и конечно же, с учетом мнения жителей и экологической обстановки.

Конечно, вряд ли найдутся противники строительства кольцевой дороги вокруг города Тюмени, но вот вырубка деревьев в целях расширения проезжей части улиц, строительства очередного рынка и тому подобных объектов является явно необоснованной.

Так, расширение проезжей части улиц производится в целях увеличения пропускной способности для автотранспорта, а значит приводит к увеличению количества движущихся автомобилей. Является очевидным, что увеличивается и объем выбросов из выхлопных труб автомобилей, содержащих вредные вещества. При этом увеличивается и шум, производимый автомобилями. Так, в томе 7 пояснительной записки проекта реконструкции ул. Мельникайте от ул. Харьковская до ул. Хабаровская изложено:

«Согласно приведённым расчётам видно что:

- во дворах обеспечиваются нормы ПДУ 45 дБА, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";

- в домах жилых комнат превышение норм над ПДУ 19,7-31,6 дБА.;

- в офисных помещениях превышение норм над ПДУ 17,4-19,3 дБА».

Кроме того, расширение проезжей части улиц приводит к сокращению расстояния от форточек квартир граждан до выхлопных труб автомобилей, поэтому вредные выбрасываемые вещества не успевают рассеиваться, оседать и напрямую устремляются в легкие людей.

Тем более, что расширение проезжей части улиц всегда производится за счет сокращения или полной ликвидации газонов и зеленых насаждений, служивших людям защитным барьером от шума и выхлопов.

Факт увеличения негативного воздействия на окружающую среду в результате расширения проезжей части улиц подтверждается расчетами, содержащимися в самих проектах реконструкции улиц. Кроме того, это подтверждается тем, что в целях сокращения такого воздействия в проектах предусматривается либо устройство пластиковых экранов (проект пробивки ул. Запольной, проект строительства развязки ул. Мельникайте с ул. Широтная), либо замена окон многоквартирных домов на новые непроницаемые (проект реконструкции ул. Мельникайте от ул. Харьковская до ул. Хабаровская), либо вовсе снос многоквартирных жилых домов (проект строительства металлической надземной эстакады над ул. М. Тореза и Профсоюзная от моста у «Стрелы» до ул. Даудельная – многоквартирный дом №86 по ул. Профсоюзная).

Расширение проезжей части улиц в центре города увеличивает количество автотранспорта в центре города и создает дополнительную нагрузку в местах пересечения с второстепенными улицами и внутриквартальными проездами. К тому же, расширение улиц, как показывает международная практика – бесперспективный, тупиковый путь решения проблемы, дает лишь временную иллюзию улучшения ситуации. Согласно официальным данным в городе Тюмени ежегодно увеличивается количество автотранспорта на 5-6%, то есть за пять лет количество автотранспорта увеличивается на 25-30%. Поэтому расширение проезжей части улиц на 30% в течении пяти лет нивелируется увеличением автотранспорта на 30%, а расширять проезжую часть улиц дальше технически невозможно, так как газоны уже все ликвидированы, ширина тротуаров сокращена, а капитальные здания и сооружения в таком большом количестве никто сносить не будет.

У граждан может возникнуть вопрос, почему так происходит, почему компенсационная посадка зеленых насаждений в разы отстает от сноса, ведь, как указано в начале настоящей информации, экологи-общественники еще в 2010 году добились внесения изменения в Правила благоустройства территории г.Тюмени, предусматривающего посадку трех деревьев или кустарников взамен одного снесенного дерева или кустарника?

Да, в 2010 и 2011 годах, благодаря этому революционному (для Тюмени) изменению указанных Правил, высаживалось примерно по 10-11 тысяч единиц деревьев и кустарников. Но, проголосовав почти единогласно на памятном заседании Тюменской городской Думы в июне 2010 года, депутаты по настоянию Администрации города Тюмени все-таки видоизменили предложение экологов-общественников, утвердив новую редакцию данного положения Правил, указав, что компенсация производится не натуральной посадкой, а перечислением денежных средств. А тройной ее размер обеспечили внесением изменений в Методику определения компенсационной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений, утвержденную постановлением Администрации города Тюмени от 30 октября 2008 г. № 142-пк, согласно которой производится расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений путем применения к действительной восстановительной стоимости поправочных коэффициентов, позволяющих учесть влияние таких факторов как ценность зеленых насаждений, местоположение, фактическое состояние зеленых насаждений.

Это позволило в 2010-2012 годах собирать в среднем по 140 млн. рублей в год в бюджет города Тюмени, тогда как в предыдущие годы на посадку зеленых насаждений из бюджета выделялось от 0 до 10 млн руб. Поэтому начиная с 2010 года, чиновники уже не могли оправдать безденежьем низкий объем посадки зеленых насаждений в областном центре.

Между тем, начиная с 2012 года, объем посадки стал падать и фактически достиг результатов, получаемых до 2010 года. Теперь представители Администрации г.Тюмени стали оправдываться тем, что высаживать деревья и кустарники негде: землями в городе распоряжается Департамент имущественных отношений Тюменской области, а не Администрация города Тюмени, и свободных земельных участков для массовой посадки деревьев и кустарников нет.

Между тем, темпы вырубки деревьев и кустарников в г.Тюмени не ослабевали, и денежные компенсационные средства продолжали поступать в бюджет г.Тюмени. За пять-шесть лет их поступило почти 1 млрд. рублей, при этом непосредственно на посадку зеленых насаждений из них использовано менее 100 млн руб. А экологи-общественники, что называется, «напирали», требуя восстановления права Администрации города Тюмени распоряжаться землями областного центра (которого Администрация г.Тюмени была лишена несколько лет тому назад), так как невозможно осуществлять реализацию Генерального плана городского округа город Тюмень, в части создания новых парков и скверов, не располагая возможностью предоставлять для этого земельные участки.

Чтобы уменьшить (!) поступление компенсационных средств в городской бюджет, Администрация города Тюмени пошла на беспрецедентное решение – внесла изменение в вышеуказанную Методику определения компенсационной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений: введя туда еще один коэффициент – 0,1 – для бюджетных организаций, так как большая часть сноса в Тюмени осуществляется именно при реализации бюджетных проектов: расширении проезжей части улиц, строительстве развязок, мостов, объездной дороги, благоустройстве дворовых территорий и т.д. Общественники-экологи полагают, что это противоречит статье 1 Гражданского кодекса РФ, в которой изложено: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений…», и ст. 19 Конституции РФ, где говорится: «Все равны перед законом и судом». В результате объем поступлений несколько снизился: со 140 млн руб. в год до 80-90 млн руб. в год. Но и на эти деньги можно было высаживать примерно по 15 000 деревьев в год (например, посадка саженца липы обходится бюджету примерно в сумме 6000 руб.), а высаживалось всего лишь по 200-1000 ед. деревьев в год.

Поэтому соответствующие предприимчивые должностные лица Администрации города Тюмени пошли еще на один шаг – инициировали внесение изменений в Правила благоустройства территории города Тюмени в части изменения термина «компенсационное озеленение». И если более 15 лет термин «компенсационное озеленение» означал посадку деревьев и кустарников взамен вынужденного сносимых, то теперь он означает не только посадку зеленых насаждений, но и «благоустройство озелененных территорий», то есть: сооружение и ремонт асфальтового и брусчатого покрытия дорожек скверов, парков, бульваров, садов, так называемых «зеленых уголков», установку бортового камня, устройство и ремонт освещения, установку и замену скамеек и т.д. То есть компенсационные денежные средства фактически используются на нецелевые нужды, но формально – по закону, так как соответствуют Правилам благоустройства территории города Тюмени, утвержденным Тюменской городской Думой.

Вот почему в последние годы стали массово формироваться и обустраиваться так называемые «зеленые уголки» – надо же куда-то девать поступающие компенсационные средства. Общественники-экологи полагают, что по отношению к частным застройщикам, производящим вынужденный снос зеленых насаждений и перечисляющим денежные компенсационные средства в городской бюджет – это не совсем корректно. Ведь они, перечисляя свои личные денежные средства, искренне полагают, что эти деньги пойдут на компенсацию Природе, то есть на посадку деревьев и кустарников, а они Администрацией города Тюмени используются примерно на 90%, не на посадку новых деревьев и кустарников, а на проведение банальных благоустроительных работ. Кроме того, это сомнительно, как минимум, с точки зрения действующего законодательства и здравого смысла.

Возникает вопрос, что необходимо предпринять, чтобы город Тюмень не лишился своего зеленого наряда, «не облысел»? Ответ на этот вопрос содержится в многочисленных обращениях общественников-экологов в органы власти, рекомендациях, предложениях и заключениях и сводится к следующему:

1. Администрации города Тюмени следует признать факты острого дефицита зеленых насаждений и напряженной экологической обстановки в областном центре.

2. Все градостроительные решения в Тюмени должны быть подчинены приоритетной задаче увеличения численности зеленых насаждений и улучшения экологической обстановки, являющихся основой для сокращения заболеваемости населения и увеличения продолжительности жизни людей.

3. Незамедлительно приступить к реализации Генерального плана городского округа город Тюмень в части создания 158-ми парков, скверов, садов и бульваров, перечень которых содержится в Карте-схеме зеленых насаждений, являющейся одной из частей пояснительной записки Генерального плана городского округа город Тюмень.

4. Отказаться от расширения проезжей части улиц, приводящего к сносу зеленых насаждений, ухудшению экологической обстановки, неэффективному использованию бюджетных средств. Проблему заторных явлений на улицах города решать, используя мировой опыт, то есть путем развития общественного транспорта, прежде всего, экологически чистого – электрического, а также путем прекращения сверхнормативной уплотнительной застройки центра города.

5. Администрации города Тюмени и Тюменской городской Думе внести изменения в Методику определения компенсационной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений, утвержденную постановлением Администрации города Тюмени от 30 октября 2008 г. № 142-пк, и другие нормативные акты, определяющие порядок сноса зеленых насаждений, предусматривающие следующее:

1) Исключить применение понижающего коэффициента 0,1 для бюджетных организаций.

2) К ордеру на снос зеленых насаждений прикладывать план посадки новых зеленых насаждений (выкопировку из Генплана) на компенсационную сумму.

3) Указать, что компенсационным озеленением является исключительно посадка новых зеленых насаждений, а не благоустройство озелененных территорий.

6. Исходя из требований, установленных ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», при принятии градостроительных решений в обязательном порядке производить оценку воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, предусматривающую проведение общественных обсуждений (общественных слушаний).

7. Внести изменение в постановление Правительства Тюменской области от 10 апреля 2012 г. № 131-п «Об утверждении перечня случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется», предусматривающее исключение объектов благоустройства из указанного перечня, что повлечет за собой восстановление государственной экспертизы проектов благоустройства, более качественное изготовление проектной документации, восстановление государственного строительного надзора.

 

Конечно, строительство жилых домов, школ, детсадов, больниц, объездных дорог и других жизненно-важных объектов необходимо, но во всех случаях должны производиться восстановительные мероприятия в целях полной компенсации утраченной природной среды (снесенных деревьев и кустарников, ликвидации газонов) путем посадки зеленых насаждений, создания новых озелененных площадей: новых парков, скверов, садов и бульваров. И компенсация эта должна производиться не через 1,5 года, как в настоящее время это предусмотрено городскими нормативными актами, а незамедлительно, в ближайший благоприятный для посадки месяц. Этого требует и действующее законодательство.

Так, в ст. 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» изложено: «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее… уничтожения, нерационального использования природных ресурсов,… обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством».

В настоящее же время это лишь декларируется, но в действительности не осуществляется (например, заверения чиновников о том, что взамен 361 дерева, снесенного в апреле у автовокзала, будет высажено 361 дерево. При этом чиновники не указывают, где и когда будут высажены деревья).

В действительности лишь 10% средств, полученных в качестве оплаты компенсационной стоимости снесенных зеленых насаждений на территории города Тюмени, направляется на компенсационные посадки деревьев и кустарников. Остальные 90% используется фактически не по целевому назначению – на ремонт асфальтовых и брусчатых тротуаров скверов; на ремонт систем освещения; на замену урн и скамеек; на устройство фонтанов, то есть из 80-90 млн руб. компенсационных средств, поступающих ежегодно (в среднем) в бюджет г.Тюмени, лишь примерно 10 млн руб. используется на посадку деревьев и кустарников. И такое стало возможным, благодаря внесению изменений в Правила благоустройства территории города Тюмени примерно три года тому назад.

Кроме того, процент приживаемости посадок, производящихся в городе, составляет не более 80%, так как значительная часть таких посадок производится с нарушением установленных правил.

Так, на территории, прилегающей к зданию Драмтеатра со стороны ул. Республики, в 2010-2013 годах посадки производились 4 раза в течение 4-х лет, так как они всякий раз погибали. В 2014 г. в сквере им. Немцова было высажено примерно 20-ть 30-ти сантиметровых кедров. Все они погибли. В 2016 году в сквере Губкина рядом с часовней были высажены 20-ть саженцев можжевельника, которые все погибли. В 2017 году в сквере «Тенистый» были высажены 30 саженцев ели серебристой, высотой 20 см, на расстоянии 0,5 метра друг от друга. Почти все они были выкопаны жителями для посадки у себя на дачах.

Не говоря уже о том, что объем кроны вновь высаженных деревьев лишь через 15-20 лет будет сопоставим с объемом кроны утраченных деревьев, так как вырубаются деревья высотой от 10 до 30 м, а высаживаются саженцы высотой 1,5-2,0 метра.

Подтверждением того, что представители органов власти некорректно утверждают, что вместо указанных снесенных 361 дерева будет высажено 361 дерево, являются официальные документы Администрации города Тюмени, а именно: ежегодно утверждаемые планы компенсационной посадки зеленых насаждений в г.Тюмени за последние 5 лет. Указанными планами предусмотрена посадка деревьев в количестве примерно от 200 до 1000 единиц в год. Лишь на 2018 год, выбиваясь из этих показателей, предусмотрено посадить 3666 деревьев, но напоминаю, что на 2018 год запланирован снос примерно 40 000 деревьев.

То есть в 2018 году планируется снести деревьев примерно в 10 раз больше, чем высадить!

Поэтому при формальном соблюдении процедуры вырубки 361 дерева в районе автовокзала можно смело утверждать, что она проведена с нарушением одного из основополагающих принципов охраны окружающей среды о полном восстановлении нарушенной природной среды, компенсации и возмещении ущерба, нанесенного Природе и Человеку.

Председатель комиссии по охране окружающей среды и экологическому воспитанию Общественной палаты Тюменской области А.К. Фахрутдинов

Главный научный сотрудник отдела лесоводства Всероссийского НИИ лесоводства, доктор сельскохозяйственных наук, Заслуженный лесовод России Б.Е. Чижов

 

Подпишись на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru