Поведенческая модель россиян трансформируется: на смену потреблению приходит инвестирование. Согласно исследованию ВТБ24, большинство клиентов (78%) с помощью вкладов приумножают свои средства для совершения в дальнейшем крупной покупки. Данная тенденция прослеживается во всех сегментах.
Топ-5 инвестиций клиентов:
1. Вложение в ипотеку. Накопив средства на депозите в ВТБ24, клиенты вносят средства в качестве первоначального взноса: во 2-м кв. 29% вкладчиков ВТБ24 направили средства на ипотеку (против 15% в 1 кв). Особенно резкий рост расходов на ипотеку наблюдается в сегменте Состоятельный+ (37% во 2 кв. 2014 г. против 15% в 1 кв.).
2. покупка недвижимости (24%);
3. покупка автомобиля (9%);
4. отдых, учеба, лечение (6%);
5. покупка вещей (3%).
Стоит отметить, что расходование средств вкладов, закрытых из-за нужды в средствах, существенно различается по сегментам:
- клиенты верхнемассового и состоятельного сегментов чаще направляют средства на ипотеку и покупку недвижимости (37% против 18% в массовом сегменте);
- клиенты массового и нижнемассового сегментов чаще направляют средства на оплату отдыха, учебы.
Как сообщал ранее начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков, в первом полугодии по банковской системе практически отсутствовал прирост депозитов населения. Бурное кредитование было связано, прежде всего, с ипотечным сектором. И поскольку он развивался быстрее всех на рынке, именно это стало одной из самых основных причин замедления роста депозитов населения. Люди свои сбережения конвертировали в первоначальный взнос, брали ипотеку, покупали недвижимость и далее либо сами жили в этой недвижимости, либо ее сдавали, получая инвестиционный доход.
По данным управляющего Уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина, средства физических лиц ВТБ24 в УрФО по итогам 9 месяце увеличились на 7% до 47,1 млрд рублей, ипотечный портфель вырос на 34% до 62,4 млрд рублей.