Ручная работа сегодня, в век компьютерных технологий, стала настоящей экзотикой. Особенно если речь о музыкальном инструменте. «Скрипки – как личности, обладают не только голосом, но и душой», – утверждает наш герой Антон Гостев, тюменский Страдивари. Он поведал нам свою историю профессионального становления и дал ряд советов, как выбрать скрипку для себя.
«Все идет из семьи»
Моя мама всю жизнь посвятила журналистике, а сейчас пишет детские книги. Отец, Владимир Гостев, был музыкантом, солистом Тюменской филармонии, занимался с вокалистами академического хора, коллектив после смерти отца стал носить его имя. В этом году хору исполнится 35 лет, он до сих пор активно выступает. Жаль, что отец рано ушел и не видит плодов своего труда.
«Посвящение мастера»
После школы я поступил в музыкальное училище и окончил его по классу контрабаса. Еще во время обучения я стал помогать своему преподавателю Юрию Николаевичу Иванову, который постоянно мастерил и ремонтировал инструменты. До сих пор благодарен ему за возможность испробовать себя в этом деле. Уже тогда я понял, что тайна создания самого инструмента мне даже важнее самой музыки.
«Уехать нельзя остаться»
Для того, чтобы стать мастером, необходимо было учиться за пределами Тюмени, ведь у нас в городе нет такой возможности. То есть, надо было переезжать в другой город, но время для этого было неподходящее. У меня уже была семья (жена, кстати, тоже музыкант), которую надо было содержать. Время наступило переходное, «лихие девяностые» с их дикими порядками. Я стал играть по ресторанам, но продержался не больше полугода. После этого, тоже в большей степени для заработка, на протяжении нескольких лет я занимался фотографией. Но о мечте – создавать инструменты своими руками – никогда не забывал. Сейчас, в 40 лет, я, наконец-то могу позволить себе реализовать ее. Специализируюсь на изготовлении скрипок, иногда делаю гитары. Вся работа, которую я выполняю, – полностью ручная. Я – ремесленник, уже девять лет провожу свои дни в мастерской.
«Цена за мечту»
Поначалу не было ни клиентов, ни средств на закупку материалов. Все держалось на моем энтузиазме и терпении моей жены. За что ей отдельное спасибо. Сегодня дела обстоят уже иначе. Материалы доступны, в помощь – Интернет. Меня начинают узнавать все больше людей, вместе с мастерством растет и количество заказов. Вот и сейчас я работаю над очередным заказом: делаю пятиструнную скрипку для музыканта из Москвы, играющего ирландскую музыку. Созданные мной скрипки уже звучат в Москве, Сургуте и Японии.
«Мои университеты»
Мой учитель – Николай Иванович Стасов, лауреат конкурса им.Чайковского в номинации «Скрипичный мастер», лауреат конкурса Венявского, ведущий мастер Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов. Я езжу к нему в Москву, стажируюсь в его мастерской, общаюсь в Интернете. Он очень много дал мне для профессионального развития.
«О первом опыте»
Когда я сделал первую скрипку, я был необычайно горд собой. Еще бы, ее купили! Вдохновленный успехом, быстро сделал вторую и поехал в Москву, чтобы показать профессионалам. Я получил столько неожиданных замечаний, что в порыве чувств разбил ее о верстак. Я и сам вскоре понял, что инструмент далек от совершенства и стал учиться – медленно, заново погружаясь во все детали, нюансы. По сей день считаю необходимым читать множество профессиональных книг, советуюсь с мастерами, в этом году на месяц уезжаю учиться в Италию, в Кремону.
«Белая ворона»
Ремесленникам, наверное, сейчас не только в Тюмени сложно. В России абсолютно невозможно купить материалы и инструментарий для моей работы. Существует возможность заказывать из-за границы, но здесь появляются проблемы с таможней. Например, один из необходимых мне материалов, осетровый клей, я вынужден заказывать из Германии, где он стоит 150 евро за 100 грамм. Он производится у нас в Астрахани, но не продается в России. Много материалов я заказываю в Братиславе, США и других странах. В итоге себестоимость инструмента значительно возрастает. Но знающим людям не нужно объяснять, что хорошая скрипка может быть только ручной работы.
«Скрипки-путешественницы»
Скрипку изготавливать – самое меньшее месяц. Большинство заказов я получаю с севера и из соседних городов. Ситуация в Тюмени сегодня такова, что возможностей для работы музыкантам просто нет. Разве что в ресторанах играть – так это, скорее, подработка для студентов. А настоящим музыкантам где работать? У нас, в таком большом, успешном городе, даже симфонического оркестра нет. А ведь каких-то 20 лет назад у нас в музыкальном училище был свой симфонический оркестр. Вот и уезжают мои скрипки.
«Процесс рождения»
Первым делом я выбираю материал. Скрипки делают из клена и ели. У меня есть модель, по которой я работаю. Это модель Страдивари. Верхняя и нижняя части называются деками. Если они сделаны из двух половинок, конструкция получается жестче. Нижнюю иногда изготовляют одной деталью, из цельного куска дерева. Такая скрипка получается дороже. Убирая все лишнее, добиваюсь нужной мне формы, врезаю ус (эти две линии на теле скрипки вовсе не нарисованы, как может показаться на первый взгляд, это тонкая деревянная полоска, с двух сторон окантованная черным деревом). Я всегда отстраиваю деки, потому что при правильном своде и нужных толщинах они несут определенную ноту. Я их выстукиваю. Если нота не нравится, убираю немного дерева с определенного участка, звук меняется. Так и довожу деку до нужного мне звучания.
«Секреты мастерства»
Большое значение имеют эфы. Их расположение, размер также влияют на звучание будущего инструмента. Изготовление скрипки – процесс ювелирный, любое движение влияет на звук. Беру брусок и из него вырезаю шею с завитком. Миллиметр за миллиметром. Когда все детали готовы, они собираются, склеиваются и покрываются лаком. Лакировка – тоже дело ювелирное. Чем слой лака тоньше, тем лучше. Каждый слой влияет на звук. Правильно положенный лак подчеркивает красоту текстуры дерева. При этом лак еще имеет оптическую особенность подчеркивать все мелкие недостатки, которые ты не заметил во время отделки дек. Раньше итальянские мастера скрипки выставляли на солнце, а у меня есть специальный шкаф, который я сделал сам. Я называю его солярием (смеется). Ну и после того как основная часть скрипки готова, начинается монтировка инструмента (установка колков, подставки, дужки внутри, изготовление верхнего порожка), которая требует особых знаний и навыков. По подставке и верхнему порожку можно судить об уровне профессионализма мастера. Далеко не каждый скрипичный мастер может сделать это виртуозно. От качественной монтировки инструмента процентов на пятьдесят зависит его звучание.
«Скрипка выбирает хозяина»
На самом деле, если инструмент хороший, то привыкать к нему не нужно. Он хорошо ложится в руку и послушен. А вот если есть дискомфорт и хочется что-то поменять, переделать, дополнить – это нехороший знак. Инструмент должен быть удобным и отзывчивым сразу.
«Интеллектуальный продукт»
В моей работе нет ничего сверхъестественного. Просто люди абсолютно отвыкли работать руками, им кажется это диковинным. Это сложная технология, не спорю, но хорошая скрипка никогда не сойдет с конвейера. Ее может сделать только человек. Недостаточно постичь только технологию, скрипка – это интеллектуальный продукт. Не все ошибки, которые допустил мастер, становятся заметны сразу, как и достоинства. Ведь большинство художников, скульпторов не были оценены при жизни. Останусь ли я в профессии? Однозначно.
«Как выбрать скрипку»
Сначала нужно выбирать педагога, а потом уже инструмент. К выбору преподавателя нужно отнестись максимально внимательно. Найти рекомендации выпускников, выяснить, сколько учеников поступили в высшее заведение и остались в профессии. У некоторых преподавателей существуют обменные фонды.
Скрипка ручной работы априори не может быть дешевой, ценник современных итальянских инструментов стартует от 4-5 тысяч евро.
Если вы планируете приобретать готовую скрипку, желательно воспользоваться консультацией независимого специалиста.
Скрипичное прошлое
Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
В XVI—XVII веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. В Италии — Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша); семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари (Кремона); Д. Монтаньяна, Санто Серафин, Ф. Гобетти, до. Гофриллер (Венеция); семейства Гранчино и Тесторе, К. Ф. Ландольфи (Милан); род Гальяно (Неаполь); род Гваданини.
В кремонской школе, основателем которой был Андреа Амати (между 1500 и 1505 гг. – около 1580г), была развита и доведена до совершенства модель классической скрипки, созданы выдающиеся образцы инструмента, приблизиться к которым не смогли другие мастера вплоть до нашего времени.
Ученик Амати, Андреа Гварнери (около 1626—1698 гг.) стал основателем знаменитой династии мастеров. Его скрипки, по сравнению с инструментами Н. Амати, крупнее, асимметричнее, деки менее выпуклые, края дек — плоские, эфы удлиненные, с более крупными отверстиями. Лак — золотисто-желтый (иногда — золотисто-оранжевый), как у Амати, но положен более толстым слоем. Все это позволило добиться более полного, благородного звучания, носкости, но при некоторой потере нежности и красочной колористичности тона.
Другим гениальным мастером был Антонио Страдивари (около 1644—1737 гг.). Его скрипки отличались прекрасным «букетом» звука, нежностью, не очень громким тоном, изумительным качеством работы. Из ранних работ Страдивари сохранилась одна скрипка, где на этикетке рукой Страдивари написано: «Сделано в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати». Известно, что в 1667 году Страдивари открыл собственную мастерскую, обрел популярность выдающегося мастера и делал скрипки по заказу аристократов, королей Англии, Испании, Польши, итальянских князей.