В областной столице 2-4 апреля прошла неделя зодчества, где были представлены выставки архитектурных школ разных городов России и зарубежья. В рамках фестиваля прошел ряд мероприятий, одним из которых стала лекция свердловского архитектора Эдуарда КУБЕНСКОГО «TATLIN – больше, чем издательство».
Вечером первого дня в одной из аудиторий библиотечного корпуса ТюмГАСУ собрались тюменские архитекторы, студенты архитектурно-строительного университета, общественность, СМИ, чтобы познакомиться с издательством, работающим в сфере пропаганды нового и необычного до экстравагантности касаемо архитектуры и градостроительства.
Как признался Эдуард, он не профессиональный лектор – привык больше слушать других. И такие встречи, как сегодня, для него, скорее, способ разобраться – кто такой он сам и что такое издательство «ТАТЛИН» в архитектурном пространстве.
Через традиции – к суперсовременному
Почему «ТАТЛИН»? Эдуард КУБЕНСКИЙ представил две версии – «архитектурно-философскую» и «житейско-семейную». По первой версии, когда архитекторы Екатеринбурга задумались о своем печатном издании, они обратили внимание на архитектора Владимира ТАТЛИНА - автора проекта Башни III Интернационала, который так и не смог воплотить в жизнь свой «символ будущего», но его философия вполне корреспондировалась с настроениями 90-х годов прошлого столетия. «Каждое его произведение развивало идею возрождения искусства и поиска нового мира, приобретало огромное значение для движения творческой мысли, служило концентрированным выражением общечеловеческих идеалов», - процитировал лектор строки одной из книг издательства DuMont.
(Справка)
«Башня Татлина» - несбывшаяся мечта о будущем
В 1919 году архитектор-конструктивист Владимир Татлин создал башню, которую планировалось воздвигнуть в Москве или Ленинграде после революции 1917 года. В частности - на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но потом выяснилось, что футуристов большевики ненавидят еще больше, чем христианство, так что проект так и остался неосуществленным. Остались лишь модели, чертежи и рисунки, которые впечатляют и по сей день.
«Башня III Интернационала» должна была быть построена из индустриальных материалов – железа, стекла, стали, то есть всего того, что так любили футуристы, художники, устремленные в будущее. И конструкция должна была стать символом этого Будущего, благодаря своим материалам, формам и функциям, которые она должна была на себя принять.
У башни великое множество поклонников по всему миру. Теперь «Башню III Интернационала» чаще называют «Башня Татлина».
«Постоянный интерес к традициям совершенно не мешал Владимиру ТАТЛИНУ ощущать себя сугубо современным человеком, - продолжил Эдуард. - Мы занимаемся историей архитектуры, но воспринимаем «ТАТЛИН» как современное явление. Мы сродни Леонардо да Винчи – ведем поиск новой формы через случайные соединения».
Что же касается второй версии названия «ТАТЛИН», то все просто: супругу Эдуарда КУБЕНСКОГО зовут Татьяна, и ее «линия» совпадает с концепцией издания – когда-то газеты, а теперь журнала и издательства в целом.
От идеи до воплощения: сплошной креатив
По мнению свердловского гостя, самое дорогое в издательском деле – это чистая страница, которую всегда хочется чем-то заполнить.
Эдуард КУБЕНСКИЙ рассказал о становлении издательства, о поиске формы и содержания печатных изданий, а также о новых направлениях информирования общества, альтернативных Интернету в условиях все более широкого внедрения его в нашу жизнь – архитектор показал, что способы, которыми можно донести информацию до аудитории, минуя всемирную паутину, могут быть разными. «Случайно найденное и художественно зафиксированное, становится закономерным», - привел он мудрые слова, рассказывая об экспериментах свердловских архитекторов и издателей. Здесь издатель снова обратился к деятельности Владимира ТАТЛИНА, каждое произведение которого «развивало идею возрождения искусства и поиска нового мира, приобретало огромное значение для движения творческой мысли».
Реализовывая творческие идеи «альтернативных изданий», «ТАТЛИН» предлагает населению – и молодежи, и старшему поколению – участие в формировании информации. Причем, подача – самая неожиданная: рисунки на лопатах, высказывания известных архитекторов на футболках, стихи на поддонах из-под кирпича и пр. Одним из проектов стали детские рисунки на карте Екатеринбурга, которую поделили на сотни частей и раздали для воплощения творческой мысли, потом эти рисунки собрали, отпечатали на керамических плитках и сложили такую вот оригинальную карту города – мегаполис глазами детей. Сейчас, по словам Эдуарда КУБЕНСКОГО, идут переговоры с мэром Екатеринбурга, чтобы эти «картины мира» оформить как панно на какой-нибудь доступной для всеобщего обозрения стене.
Есть масса других интересных проектов, которые воплощаются в жизнь издателями и архитекторами при участии общественных организаций и предпринимателей, ведь все эти проекты – масштабные или малобюджетные – требуют финансовых вложений. В любом случае «ТАТЛИН» вдохновляет креативных людей на поступки, на реализацию интересных идей.
Эдуард КУБЕНСКИЙ рассказал и о работах, направленных на сохранение объектов культурного наследия, а после представил тюменку Екатерину ЖУРАВЛЕВУ, которая стала соавтором книги из серии Archive «Баня в Тюмени», выпущенной на днях издательством «ТАТЛИН».