На круглом столе «Источники бизнес-оптимизма», который состоялся 18 февраля в Тюмени, предприниматели поделились своим видением процессов, которые будут происходить в наступившем году, и рассказали о своих планах.
«В конце 2013 года официальные органы и СМИ разного толка начали публиковать информацию, способную вызвать настороженность у бизнеса. В некоторых изданиях всерьез обсуждается тема, ожидает ли Россию рецессия в ближайшие два года», - так начала мероприятие модератор круглого стола Татьяна Римкувене, директор центра консалтинга и бизнес-обучения «Академия современного бизнеса». И прежде чем делать какие-то выводы, предложила ознакомиться с мировыми и российскими трендами в экономике.
Среди мировых трендов Татьяна отметила перебалансировку центров роста - экономики США и Еврозоны восстанавливаются, а развивающиеся замедляются, а также ослабление спроса на сырье - газ, металлы.
Есть ряд вызовов и в российской экономике, а именно:
- стагнация: замедление темпов роста ВВП в России до 2,5 (в 2013г.- 1,4%) (по данным Минэкономразвития РФ),
- самый большой рост показал финансовый сектор, более чем на 12% при росте экономики на 1,4%,
- девальвация рубля,
- заморозка тарифов естественных монополий,
- сокращение потребительских расходов,
- сокращение инвестиций,
- ситуация в регионах худшая с кризиса 2009 г. - промышленный выпуск упал в конце 2013г. в 31 регионе,
- дефицит финансовых ресурсов в регионах,
- две трети регионов с низким либо нулевым инвестиционным потенциалом (рейтинг «Эксперта»),
- индекс бизнес-оптимизма в конце 2013 г. снизился в сравнении с концом 2012 г. с минус 5% до минус 8% (данные Росстата).
Впрочем, представители бизнес к этим вызовам готовы и в будущее смотрят уверенно – по крайней мере, те, что выступили на круглом столе. В целом практически все отметили, что 2013 год закончили если не с ростом, то как минимум не со снижением, на 2014 год у многих запланирована реализация новых проектов, а какие-то специальные «защитные» меры против кризиса не планируются.
Среди негативных тенденций года было отмечено, в частности, падение доходности арендного бизнеса торговых площадей. Об этом сказал Сергей Медведев, депутат городской думы, генеральный директор ГК «Статус». Падение, по его словам, обусловлено открытием новым торговых центров, которые оттягивают поток посетителей. Выход, считает Сергей Витальевич, в проведении реконцепции объектов. «Инвестиции у нас есть, нужны идеи», - прокомментировал он.
Что касается строительства, то здесь, по мнению Сергея Медведева, все спокойно. «После кризиса прошлого года мы себя чувствовали плохо, так как были закредитованы, - объяснил он. – Теперь мы финансируем объекты за счет инвестиции и собственных средств, поэтому и рисков гораздо меньше».
Ряд тревожных тенденций в строительстве обозначила Ильмира Шихова, генеральный директор ПК «Союз». «Идет монополизация рынка, «выдавливание» мелкого и среднего бизнеса», который в результате останется в роли субподрядных организаций и откажется от строительства объектов, - отметила она. – Также приходят «легионеры» - игроки из других регионов, которые зачастую демпингуют». Оптимизм, по мнению Ильмиры Шиховой, строительные компании черпают в хорошем спросе на жилье, а особенно активности «северян». Радует и тот факт, что в Тюмени наконец-то практически «утрясена» все значимые регламентирующие, нормативные документы – генплан, ПЗЗ и прочее. С надеждой смотрит стройкмплекс на возможность сокращения сроков согласования проектной документации.
Волнует представителей бизнеса – и производителей, и продавцов товаров, - вопрос кадров. «Столкнулся с проблемой – невозможно найти производственников, водителей-экспедиторов», - посетовал, в частности, Дмитрий Змановский, директор ГК «Акватель». «Очень бы хотелось, чтобы у нас была квалифицированная молодежь, надо отходить от иностранной рабочей силы», - отметила директор ООО «Трейд-проект» Наталья Михайлова.
Что касается банковского бизнеса, то и здесь была отмечена тенденция укрупнения. Иван Бобков, директор регионального офиса «Банка Москвы», заметил, что для потребителя это не очень хорошая ситуация: крупные банки, как правило, делают свои продукты для «массового покупателя», не ориентируясь на потребности небольших категорий клиентов. Если говорить об источниках оптимизма, то будущее, считает банкир, за кредитованием ИЖС, а также государственно-частным партнерством.
В конце круглого стола участники вспомнили кризисные и посткризисные стратегии и инструменты, которые, в свое время помогли им успешно выйти из кризиса 2008 года: оптимизация затрат, оптимизация ассортимента, в секторах В2В выход на конечного потребителя - физическое лицо за счет предложения новых продуктов, услуг и сервисов, тщательная оценка рисков, бюджетирование, создание резервных фондов, диверсификация бизнесов (по сезонности, целевой аудитории), поиск альтернативных поставщиков, меры по увеличению оборачиваемости капитала, страхование.
Будет кризис или нет, можно говорить о том, что «продуманные» предприниматели в любом случае будут во всеоружии, а значит их стакан полон как минимум наполовину.
Фото: Мария Хицунова