Люди проводят на работе большую часть дня. Если трудовая деятельность связана с офисом, то там очень нужно место, где можно перевести дух, отвлечься на несколько минут, отдохнуть от компьютера… Для этого в бизнес-центрах обустраивают зоны отдыха.
Кусочек леса в офисе
Любое пространство должно быть максимально приближено к природе. Неважно, жилое оно или офисное. Такая тенденция набирает обороты в Германии. Натуральные материалы, много зелени, использование воды в интерьерах – все это стало появляться не только в квартирах, но и в бизнес-центрах.
Подробнее с «зелеными» ноу-хау в архитектуре и интерьерах познакомили тюменцев зодчие из Франкфурта, посетившие недавно областную столицу.
Илья Кордочкин, архитектор немецкого бюро Kiwiplus, рассказал, что несколько лет назад был проведен масштабный опрос на тему «Где комфортнее всего работать?». И большинство респондентов призналось, что более продуктивно трудиться у них получается на природе: свежий воздух, солнце, трава, и, может быть, даже море… Все это дает некое умиротворение, дарит силы и энергию. В итоге немцы сделали вывод: задача современных архитекторов сегодня – интегрировать элементы природы в рабочее пространство.
Так во Франкфурте силами бюро Kiwiplus появился первый экспериментальный проект офисного здания, в оформление которого гармонично «вписана» природа. Здесь есть зоны отдыха: можно покачаться на качелях, посидеть на настоящих камнях, посмотреть фильмы о природе или же послушать звук прибоя или пения птиц. И конечно же, использованы натуральные материалы, растения (например, некоторые стены покрыты настоящим мхом, который играет роль не только декоративного элемента, но и обладает прекрасным акустическим эффектом), а над прилегающий территорией к зданию поработал ландшафтный дизайнер.
«С тех пор в Германии стал набирать популярность тренд увеличения производственных пространств, в оформлении которых использованы элементы природы, зелени, – отметил Илья Кордочкин. – Подобные проекты увеличивают не только имидж компаний (повышенная забота о сотрудниках всегда высоко ценится), но и несет прибыль. Да, затраты на «природный» интерьер и архитектуру немного больше, но, как показала практика, они быстро окупаются, потому что у сотрудников реально повышается трудоспособность».
Тюменский опыт
К сожалению, как неоднократно в наших публикациях отмечали тюменские архитекторы, зачастую при проектировании бизнес-центров местам для отдыха уделяется очень мало внимания. Главная задача, которую ставят перед зодчими коммерческой недвижимости, – максимально эффективно организовать офисное пространство, оптимизировать и использовать каждый квадратный метр, сделать как можно больше арендопригодных площадей и как можно меньше – бесполезных и нерабочих. В результате во многих тюменских деловых центрах бывает даже негде присесть, не то что с комфортом расположиться на диванах.
Единственное, чему часто уделяется внимание – это возможности пообедать или хотя бы перекусить. С одной стороны, устроить в бизнес-центре кафе выгодно для его владельцев – это еще одно помещение, которое можно сдать в аренду. С другой стороны, заведения общепита также бывают заинтересованы в размещении на территории БЦ: если объект хорошо и правильно заполнен арендаторами, то кафе получит постоянный поток посетителей. К примеру, в бизнес-центре «Магеллан» (класс «А») предусмотрены сразу несколько заведений общепита – ресторан, фуд-корт в торговой части многофункционального комплекса, есть помещение для столовой (предоставляется в аренду), а в офисах расположены мини-кухни, по 3-4 на этаж.
«Могу сказать, что наличие рекреации – один из обязательных параметров для БЦ класса «А» и «В», – отмечает Павел Кузнецов, руководитель отдела по работе с офисной недвижимостью и объектами street retail ГК «Денова». – В большинстве тюменских бизнес-центров в качестве зоны отдыха для сотрудников используются рестораны, кафе и лобби-бары. Мягкие зоны организованы скорее для приема посетителей, и расположены они в холлах вблизи ресепшен. Среди БЦ, в которых организованы зоны отдыха для сотрудников, клиентов и партнеров, можно выделить БЦ «Альянс» с его индивидуальной эко-тематикой, БЦ «Golf Palace» с гольф-клубом – здесь можно активно отдохнуть, отвлечься от рабочего процесса, с комфортом провести деловые переговоры. Любопытно, что организация зоны отдыха далеко не всегда привязана к классу объекта. Иногда даже в бизнес-центре класса «B» больше пространства и возможностей для создания рекреаций, чем в объекте класса «А», где стараются эффективно использовать все площади».
Павел Кузнецов подчеркивает, что для большинства компаний, арендующих офисы, важно наличие рекреационных пространств, однако даже если в бизнес-центре они не предусмотрены, то предприниматели организуют их сами для своих сотрудников. «Сейчас популярны офиса формата open space: в них, по сути, рабочие места соседствуют с зонами отдыха, – говорит он. – Какие-то креативные решения больше свойственны «творческим» бизнесам, а в основном тюменские предприятия подходят к этому вопросу довольно традиционно».
Конечно, создавать бизнес-центр по мотивам резиденций Google – это не всегда обоснованно и разумно, но позаботиться о каком-то необходимом минимуме – обязательно. А если все-таки добавить чуточку креатива? Немного места занимает и не так уж затратна мини-библиотека с книгами в свободном доступе, можно предложить отдыхающим в рекреации шахматы, шашки и настольные игры, а вместо популярных аквариумов с рыбками устроить мини-зоопарк с птичками и черепашками. Эта релаксационная «изюминка» может стать конкурентным преимуществом бизнес-центра.