Хочешь привлечь покупателей? Развлеки их. Когда-то правильность этой формулы была предметом для дискуссии, а теперь из рискованной новинки и сомнительного преимущества наличие развлекательного компонента стало почти нормой, обязательной к исполнению. Корреспондент «БК» проверил, чем привлекают посетителей тюменские торговые центры.
Так уж получилось, что процесс совершения покупок давно перерос банальную схему «пришел, купил, ушел». Из будничного занятия шопинг эволюционировал в разновидность досуга. В торговый центр едут всей семьей, принарядившись, и тратят на «брожение» по магазинам несколько часов, а то и весь уикенд. Разумеется, продержаться так долго смогли бы только неисправимые шопоголики. Остальные же просто попадают в хитрые сети, умело расставленные владельцами центра. Доказано – больше половины времени, которое посетители проводят в ТРЦ, уходит на то, что к покупкам никак не относится. То есть на кино, игры, еду и общение.
Чем дольше времени покупатель проводит в торговом центре, тем больше денег он там может оставить. Вот почему собственники ТРЦ из кожи вон лезут, чтобы задержать своих покупателей, заманивая их на игровые автоматы или дразня аппетитными запахами фуд-корта. Девелоперы не случайно отводят под развлекательную зону от 15 до 30% площадей будущего проекта. По мнению экспертов, с открытием развлекательной зоны заметно увеличивается посещаемость и, как следствие, растут доходы.
Количество крупных торговых комплексов в Тюмени, казалось бы, уже давно переросло все разумные пределы, что заставляет их бороться за трафик. Пикантности добавляет и то, что местные ТРЦ похожи друг на друга по набору торговых марок и операторов, и это стимулирует управляющих придумывать все новые «фишки» для своих клиентов.
Так чем заманивают посетителей местные ТРЦ? Большинство стараются придерживаться «классики», уже проверенной чужим опытом: кинотеатр, фуд-корт, гейм-зона, детская игровая, боулинг. При этом разбавляя стандартный набор развлечений необычными решениями.
Похоже, главная «фишка», на которую ставит ТРЦ «Гудвин» – это кинотеатр, один из наиболее комфортных и востребованных в городе (правда, конкуренцию ему может составить «Киномакс» в ТРЦ «Кристалл»). Угодить посетителям ему также помогают несколько кафе и ресторанов торгового центра. Остальные забавы появляются и со временем исчезают. Когда-то здесь была гейм-зона, которую позже заменил ресторан японской кухни. А недавно для детской аудитории на третьем этаже «Гудвина» устроили зеркальный лабиринт. ТРЦ «Премьер» помимо хлеба и зрелищ (фудкорта и кинотеатра) старается завлекать народ своими интерактивными проектами. Несколько лет подряд тут практикуют «Школу юных поварят» – шефы местных кафе и ресторанчиков учат детвору печь пиццу и крутить роллы. У торгового центра «Солнечный» к привычному набору добавляются регулярные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. «Фаворит» прославился на весь город своим «Лабиринтом страха». А ТРЦ «Колумб» отличился, пожалуй, самым широким выбором развлечений: бильярд, боулинг, игровая зона, кинотеатр и даже караоке.
Как известно, именно дети формируют покупательские предпочтения родителей. Чем больше ребенку нравится торговый центр, тем чаще туда ходят папа с мамой. Об этом правиле не забывает ни один тюменский ТРЦ, стараясь угодить именно детской аудитории. Яркий пример – торговый комплекс «Па-на-ма», изначально сделавший акцент именно на семейном отдыхе с детьми. По субботам для маленьких посетителей комплекса устраивают интерактивные программы с конкурсами и подарками, по воскресеньям приглашают на «Школу развития». К слову, с начала сентября ТРЦ «Па-на-ма» стал еще заманчивее для детворы благодаря цирку-шапито Демидовых, разместившемуся на парковке центра. Цирк сразу оказался в центре внимания, которое не могло не сказаться на посещаемости комплекса.
К такой же «хитрости» в октябре прибегнул ТРЦ «Кристалл». С 23 числа рядом с торговым центром открылся дельфинарий. Надо ли говорить, что многие семьи, приезжающие на представление, стали совмещать это развлечение с шопингом. Кстати, в самом «Кристалле» тоже немало детских соблазнов. Например, красочный паровозик, катающий ребятню по первому этажу центра.
В торговом центре «Остров», который вскоре откроется на Федюнинского, 67 появится первый в Тюмени интерактивный гипермаркет детских товаров «Бубль-Гум». В отличие от привычных магазинов, его посетители смогут устроить заезд радиоуправляемых машин, собрать конструктор Lego, познакомиться с устройством роботов. Также в ТЦ заработает игровая зона Play Day, ранее располагавшаяся в ТРЦ «Гудвин». В границах улиц Р. Абдулина, Широтной, мкр МЖК, пос. Ожогина есть только пара спортивных площадок, поэтому мы решили создать для жителей района каток, чтобы они могли проводить время с пользой для здоровья», – говорит директор центра Дмитрий Вольфсон. – Часть арендаторов ТЦ «Остров» начнут работу одновременно с открытием катка 6 декабря 2014 года».
В целом, развлечения в крупных торговых центрах Тюмени стали неотъемлемой частью и важным конкурентным преимуществом. Однако, чтобы выделиться из ряда остальных комплексов, привычного набора развлечений скоро может быть уже недостаточно. И тогда в борьбе за внимание посетителей владельцам придется искать новые форматы развлечений, как, например, пляжный волейбол в сети торговых центров Санкт-Петербурга.
Светлана Дульцына,
директор филиала ОАО «Киномакс» в Тюмени
– Тюменский филиал кинотеатра «Киномакс» открылся в декабре 2013 г. Для размещения был выбран ТРЦ «Кристалл», поскольку это самый крупный ТЦ в городе с отличным составом якорных и потокообразующих арендаторов. К тому же вокруг «Кристалла» ведется активное строительство жилого сектора, а это значит, что в будущем торговый центр и наш кинотеатр будут иметь положительную динамику развития.
В сравнении с первыми месяцами работы его посещаемость уже выросла вдвое, и продолжает расти каждый месяц. В Тюмени мы единственные представители системы Real-D 3D. Это система более современного 3D, которая позволяет смотреть фильмы с объемным изображением без потери яркости, при том, что в других системах эти потери составляют от 30 до 60%. Плюс у Real-D легкие очки, которые удобно надевать на свои, если у вас плохое зрение.
Вторым бесспорным преимуществом кинотеатра являются кресла D-Box, похвастаться которыми могут всего 154 кинозала в мире. Это интерактивные кресла, движение которых синхронизируется с движениями на экране. Гость нашего кинотеатра сможет сам отрегулировать это кресло под себя, выбрав один из трех режимов, либо вовсе его выключить.
Один из слоганов нашего киноцентра: «кино для всех возрастов». У нас есть скидки для студентов и школьников (по будням до 19:00 билеты по 120 и 160 руб.), для пенсионеров с понедельника по среду цена за билет в 2D составляет всего 50 руб., а в 3D – 150 руб. Мы также предоставляем групповые скидки компаниям от 10 до 40 человек – 20%, более 40 человек – 30%.
Специально для тех, кто не попадает под перечисленные категории, но все равно хочет сэкономить, у нас есть «день кино» – каждую среду билеты абсолютно для всех гостей стоят 150 руб. Для постоянных гостей действуют Мультикарты, скидка на которых суммируется от 5 до 25%.
В среднем в кинотеатре за день идет 10-12 фильмов разных жанров. Самая большая посещаемость при этом на блокбастерах – именно тех фильмах со спецэффектами, которые стоит смотреть на большом экране. В целом ожидания по потоку посетителей оправдались, и планы, которые ставятся каждый месяц для всей сетки, тюменский филиал выполняет исправно.