Состоялось заседание рабочей группы Общественного совета при Управлении Росреестра по Тюменской области с участием органов государственной власти, представителей общественных организаций и бизнес-сообщества региона. Основная тема обсуждения - обеспечение условий для повышения роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов. Также были рассмотрены вопросы изменения в законодательстве об оценочной деятельности.
В работе заседания приняли участие федеральный инспектор в Тюменской области Владимир ЧЕРЕПАНОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса НЕВИДАЙЛО, члены Общественного совета, представители Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС России), Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области, представители средств массовой информации.
Руководитель Управления Росреестра по Тюменской области Владимир КОРАБЛЕВ отметил: «Вопросы информационного взаимодействия в целях обеспечения роста поступлений имущественных налогов, а также изменения законодательства об оценочной деятельности имеют большое социальное и экономическое значение, непосредственно касаются жизни граждан. Объективное, разностороннее обсуждение актуальных тем с участием представителей органов государственной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, решение практических вопросов, связанных с реализацией законодательных изменений содействует укреплению взаимодействия и позитивно сказывается на его эффективности».
Руководитель Управления проинформировал, что сопоставление данных государственных информационных ресурсов Росреестра - Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) - проводилось в рамках мероприятий по формированию единого государственного реестра недвижимости и подготовки к введению налога на недвижимость. Сейчас происходит сопоставление сведений ЕГРП и ГКН со сведениями информационных ресурсов налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Совместные действия направлены на обеспечение качества и актуальности данных об объектах недвижимого имущества. Результатом работы станет повышение объемов собираемых имущественных налогов в региональный и местные бюджеты.
О вопросах взаимной ответственности власти и бизнеса при формировании регионального и местных бюджетов говорила в своем выступлении уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса НЕВИДАЙЛО. Она отметила необходимость учитывать и интересы власти, выражающиеся в пополнении бюджета, и интересы конкретного предпринимателя, который платит налоги. Лариса НЕВИДАЙЛО привела как положительный пример совместной эффективной деятельности общественных структур и органов государственной власти взаимодействие между службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей и Управлением.
За конструктивное взаимодействие, слаженную работу поблагодарила Управление заместитель руководителя УФНС России по Тюменской области Татьяна ЧАЛИЛОВА. «По итогам 2013 года отмечен рост поступлений имущественных налогов. Это стало возможным, в том числе, благодаря взаимодействию с Управлением. Ведь одно из условий для администрирования налогов на имущество и доходы граждан – наличие полной и достоверной информации об объектах и субъектах налогообложения в информационных ресурсах налоговых органов. Учитывая объемы и качество проводимых мероприятий, роль имущественных налогов будет существенно расти», - отметила Татьяна ЧАЛИЛОВА.
С основным докладом выступил начальник отдела контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Тюменской области Иван КАПУСТИН, который проинформировал о результатах взаимодействия Управления и УФНС России в целях обеспечения условий для повышения роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов и сопоставления на территории Тюменской области сведений из ЕГРП и ГКН со сведениями ФНС России. Он сообщил, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о полутора миллионах объектов недвижимости, в ЕГРП содержится информация о государственной регистрации прав на почти миллион объектов недвижимости.
Все сведения, внесенные в ЕГРП и ГКН, в том числе о кадастровой стоимости объектов недвижимости и дате ее утверждения, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации передаются Управлением в налоговый орган.
В 2014 году периодическими выгрузками в налоговые органы передано более шестисот тысяч сведений. Управлением осуществлена выгрузка годовых сведений за 2013 год, в результате которой в УФНС направлено более семисот тысяч сведений, показатель прохождения форматно-логического контроля (ФЛК) составил 99,33%. По сравнению с выгрузкой за 2012 год количество переданных сведений выросло в три раза, прохождения ФЛК - на 5%. О повышении качества своевременно передаваемых сведений свидетельствует снижение количества уточняющих запросов от УФНС. В 2013 году таковых поступило почти две с половиной тысячи, за пять месяцев 2014 года - чуть более двухсот запросов.
Для сверки и уточнения информации, содержащейся в базе данных налогового органа, Управлением осуществлены внеплановый экспорт и передача в УФНС порядка двух миллионов сведений о зарегистрированных и прекращенных правах на земельные участки с 01.01.1998 по 02.07.2014 года.
В ходе заседания были обсуждены вопросы реализации нововведений в законодательстве, регулирующих оценочную деятельность и вступивших в силу в 2014 году. Об организации проведения работ по государственной кадастровой оценке в соответствии с изменениями ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» присутствующих проинформировал директор Департамента имущественных отношений Тюменской области Андрей КИСЕЛЕВ. Об изменениях, направленных на повышение ответственности оценщиков за качество работ по оценке объектов недвижимости, сообщил представитель Национального Совета по оценочной деятельности в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области Александр ДЕНИСОВ.
Игорь ГОЛОВКИН, начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки объектов недвижимости Управления, рассказал об изменениях в порядке рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Владимир ЧЕРЕПАНОВ, федеральный инспектор в Тюменской области, отметил конструктивное межведомственное взаимодействие Управления Росреестра по Тюменской области и Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области. Он также обратил внимание присутствующих на важность своевременного информирования граждан и предпринимательского сообщества о проводимых мероприятиях, связанных с верификацией баз данных регистрирующего и налогового органов и об изменениях действующего законодательства.
В ходе заседания рабочей группы Общественного совета состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области.
Правовой ликбез
Оцениваем недвижимость по-новому
О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части государственной кадастровой оценки объектов недвижимости
В рамках реализации дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 №1744-р, при участии Минэкономразвития России разработан Федеральный закон от 21.07.2014 №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Основные положения закона вступили в силу с момента его опубликования 22 июля 2014 года.
Федеральным законом предусмотрены следующие изменения в Закон об оценочной деятельности:
А. Изменения, влияющие на улучшение качества проведения государственной кадастровой оценки:
1) установление дополнительных требований к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости в целях допуска к указанным работам исключительно квалифицированных специалистов в области оценочной деятельности;
2) установление нижнего предела периодичности проведения государственной кадастровой оценки - не чаще чем один раз в три года для всех субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения, по ним нижний предел периодичности предлагается установить - не чаще чем один раз в два года);
3) установление даты вступления в силу результатов определения кадастровой стоимости;
4) введение нормы о применении оспоренной кадастровой стоимости с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;
5) в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости вводится норма об изменении состава комиссии по рассмотрению таких споров путем введения в ее состав представителей предпринимательского сообщества и профессионального сообщества в лице представителей саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРОО), а также ограничение доли представителей государственных органов в комиссии на уровне не более половины от ее численного состава;
6) введение нормы, позволяющей органам государственной власти и органам местного самоуправления оспаривать полученные с использованием недостоверных сведений результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении не только принадлежащих им объектов, но и объектов, расположенных на территории муниципального образования;
7) введение нормы об обязательном досудебном урегулировании споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссии для организаций и органов власти;
8) установление требований к решению о проведении государственной кадастровой оценки, которое обязывает орган, принявший такое решение, разместить его на официальном сайте в сети «Интернет»;
9) проведение публичной экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости до их принятия заказчиками работ для исправления ошибок и сокращения случаев оспаривания;
10) увеличение срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров (с 6 месяцев до окончания очередной государственной кадастровой оценки, но не более 5 лет).
Б. Изменения в части повышения ответственности за результаты оценки и проведение экспертизы:
1) наделение саморегулируемых организаций оценщиков функцией по контролю над деятельностью экспертов СРОО;
2) установление права обжалования результатов экспертизы отчета об оценке всеми заинтересованными лицами;
3) усиление имущественной ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и членов СРОО путем обязательного заключения договора страхования ответственности за нарушение договора на проведение оценки, увеличения предельной величины выплаты за счет средств компенсационного фонда для эксперта СРОО;
4) унификация деятельности саморегулируемых организаций в части требований к профессиональной этике и процедурам контроля над своими членами. В этой части федеральным законом предусматриваются:
- минимальный перечень оснований для исключения из членов СРОО;
- полномочие органа государственного регулирования в области оценочной деятельности утверждать типовые правила профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению СРО оценщиков жалоб на нарушение их членами установленных требований.
В. Изменения в части регулирования оценочной деятельности:
1) создание коллегиального совещательного органа - Совета по оценочной деятельности, к компетенции которого, в частности, будет относиться рассмотрение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности, проектов федеральных стандартов оценки и предложений по совершенствованию деятельности СРО оценщиков;
2) уточнение функций Национального совета по оценочной деятельности и его органов управления, требования к составу, структуре органов управления и порядку принятия решений НСОД;
3) предоставление органу государственного регулирования в области оценочной деятельности полномочий по формированию программы разработки новых федеральных стандартов и внесения изменений в действующие федеральные стандарты оценки;
4) в целях соблюдения принципа информированности потребителей оценочных услуг о субъектах оценочной деятельности устанавливается полномочие органа государственного регулирования, осуществляющего надзор за СРО оценщиков, по ведению сводного реестра членов СРО оценщиков.