Проблемы реализации закона о «гаражной амнистии» и способы их решения обсудили на круглом столе в Тюменской областной Думе. В обсуждении приняли участие депутаты регионального парламента, представители управления Росреестра, правительства Тюменской области, администраций Тюмени и Тобольска.
Открывая заседание круглого стола, председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной думы Владимир Ковин отметил, что актуальность заявленной темы вызвана необходимостью проанализировать реализацию закона о «гаражной амнистии» на территории региона.
С основным докладом выступил заместитель губернатора, директор областного департамента имущественных отношений Андрей Киселев. Он напомнил, что закон действует с 1 сентября 2021 года и рассчитан на пять лет – до 1 сентября 2026 года. В Тюменской области правом на «гаражную амнистию» могут воспользоваться около 26 тысяч человек.
«Процесс реализации «гаражной амнистии» для граждан не является сложным. При оформлении права собственности на гараж и земельный участок под ним с одновременной постановкой их на кадастровый учет уплата госпошлины не предусмотрена. Все процедуры бесплатны. Собственник гаража самостоятельно оплачивает только услуги кадастрового инженера для подготовки схемы и межевания. В среднем эти затраты составляют около 5,5-6 тысяч рублей», – рассказал Андрей Киселев.
Он добавил, что услуга по предоставлению гражданам для собственных нужд земельных участков для размещения гаражей пользуется высоким спросом у населения Тюменской области. С 1 сентября 2021 года по 1 марта 2024 года в департамент имущественных отношений Тюменской области подано 15 тыс. 148 обращений за оформлением прав от членов 263 гаражных кооперативов (256 в Тюмени и 7 в Тюменском районе). В большинстве случаев (около 80%) принимается положительное решение.
По данным управления Росреестра по Тюменской области на 1 декабря 2023 года регион вошел в число лидеров по числу оформленных земельных участков под гаражами – 7,8 тысяч. По состоянию на 1 марта 2024 года в регионе в рамках «гаражной амнистии» зарегистрировано около 14 тысяч объектов недвижимости, из них 4 тыс. 204 гаража, 9 тыс. 662 земельных участка. Общая площадь земельных участков под гаражами, в отношении которых осуществлен кадастровый учет или регистрация прав составила почти 237 га.
Андрей Киселёв обратил внимание на трудности, возникающие при реализации «гаражной амнистии». Так, возможны трудности с содержанием общего имущества. Председатели гаражных кооперативов обращают внимание на проблему: владельцы земельных участков под гаражами, получив их в собственность, выходят из состава гаражного кооператива и отказываться платить членские взносы. Действенных мер воздействия на данную ситуацию нет.
Еще одна проблема «гаражной амнистии», которая проявилась и в «дачной амнистии», – по разным причинам участвуют в ее реализации не все граждане. Что, в свою очередь, обнаруживает другую проблему, – чересполосицу, препятствующую рациональному использованию и охране земель. Вовлекать в оборот такие участки в текущем законодательном поле нельзя.
«В целом же упрощенный, комфортный для граждан порядок существенно облегчает процедуру оформления гаражей, обеспечивая защиту имущественных интересов граждан. Но впереди еще несколько лет реализации «гаражной амнистии», и результаты можно будет понять только после ее окончания», – заключил Андрей Киселев.
На ряд сложностей в реализации закона о «гаражной амнистии» указала руководитель фракции КПРФ в региональном парламенте Тамара Казанцева. Одной из таких сложностей является необходимость предоставления решения органа власти или предприятия о выделении земельного участка гражданину или кооперативу для размещения на нем гаража. Однако не всегда такое решение можно найти. Как правило, документы советского периода у органов местного самоуправления отсутствуют. А многие предприятия, тогда выделявшие работникам землю под гаражи, уже ликвидированы, их документация утеряна.
Кроме того, Тамара Казанцева предложила при комплексном развитии территорий собственникам гаражей, которые подпадают под снос, предусмотреть либо денежную компенсацию, либо предоставление другого гаража или машино-места взамен изымаемого.
С предложением внести законодательную инициативу в Государственную думу выступил депутат Олег Гальченко. Он обратил внимание, что статус гаражных кооперативов находится вне правового регулирования. По действующему законодательству они кооперативами не являются. Это что-то среднее между общественной организацией и объединением собственников.
«В результате «гаражной амнистии» мы придем к правовой коллизии, когда у нас, с одной стороны, будут собственники, желающие управлять своим имуществом, а с другой – не собственники, чья судьба юридически не определена. Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс, которые бы установили статус объединений владельцев гаражей. Это поможет решить проблемы управления гаражным кооперативом, содержания общего имущества и т.д.», – высказался Олег Гальченко.
По словам заместителя председателя Тюменской областной думы Натальи Шевчик, закон о «гаражной амнистии» очень хорошо и эффективно работает в Тюменской области. Уважения заслуживает тот объем работы, который проделали органы исполнительной власти Тюменской области и представители регионального управления Росреестра.
Наталья Шевчик отметила низкий уровень компетенций по реализации закона у председателей гаражных кооперативов. «В этом направлении предстоит еще много работы», – констатировал она.
По ее мнению, развитие города неизбежно приведет к застройке территорий гаражных кооперативов. Это требование времени, отвечающее созданию комфортной и безопасной городской среды. Наталья Шевчик также поддержала предложение Олега Гальченко о внесении изменений в Гражданский кодекс.
Участники круглого стола также приняли ряд рекомендаций, которые будут рассмотрены комитетом по аграрным вопросам и земельным отношениям и Тюменской областной Думой.
Пресс-центр Тюменской областной Думы