Современные проблемы градостроительства Российской Федерации

Современные проблемы градостроительства в РФ связаны с двуединой задачей – сохранение лучших традиций отечественного градостроительства и поиск новых форм управления сферой градостроительства в условиях возрастающей глобализации при возбуждении процессов самоорганизации активной части населения.


В этом контексте состояние России имеет ряд особенностей, связанных с демонтажом централизованного управления градостроительной сферой во время демократических преобразований в экономике и социальной сфере. Для восстановления градостроительной вертикали предлагается следующее:

1. Разработка стратегической схемы территориального планирования России и возможности решения первоочередных задач восстановления градостроительного дела. Вопросы кадров, информационного обеспечения, организации системы проектирования и контроля за исполнением.

Последняя Генсхема расселения России, выполнявшаяся по государственному заказу, разрабатывалась в 1995 г. МОСГИПРОГОРом, то есть 15 лет назад. В условиях последовательной децентрализации управления страной она не могла выполнить свою консолидирующую и направляющую функцию в территориальном планировании. Выполнявшиеся в последующие годы разработки в масштабе России имели в значительной степени поисковый исследовательский характер, но не имели значения градостроительного документа обязательного действия. Усилия руководства страны были сосредоточены на изменении законодательной базы градостроительства, в первую очередь разработке Градостроительного кодекса, других законодательных документов, предоставляющих большую свободу регионам в их социально-экономическом развитии, в том числе и в градостроительных вопросах.

Роль планирования в масштабах страны была несколько принижена, исследования и государственное финансирование были сосредоточены на разработке концепций социально-экономического развития субъектов Федерации и градостроительных документов регионального значения.

За годы были разработаны и частично уже утверждены СТП – Схемы территориального планирования 67 субъектов Российской Федерации. Они исполнялись главным образом научно-проектными коллективами Москвы и Санкт-Петербурга при участии региональных специалистов, в ряде случаев – коллективами региональных специалистов.

Роль развития Сибири и северных территории в значительно повышается. Срочная необходимость восстановления градостроительного дела в масштабах страны для создания слаженной и квалифицированной команды разработчиков и исполнителей может быть реализована через восстановление и укрепление сети специализированных научно-проектных организаций в столицах и региональных центрах, созданием отделов градостроительного мониторинга в субъектах Федерации с организацией функций федерального контроля, достаточной подготовки специалистов в системе архитектурно-градостроительного и строительного образования, для чего в целом необходимо создать целевую Программу согласованных действий (предлагается поручить это РААСН).

2. Разработка транспортного каркаса и инженерной инфраструктуры. Вопросы реализации предлагаемых концепций транспортного и инженерного обеспечения будущей системы расселения РФ.

Роль транспортной инфраструктуры в консолидации государства и инновационном развитии территорий велика. Транспорт несет с собою трудовые и иные ресурсы, поддерживает финансовые, стимулирует информационные потоки.

3. Проблемы регионов, городов и поселений, вопросы экологии, транспорта и благоустройства. В России в последние 5 лет развернулись широкомасштабные работы по выполнению СТП (Схем территориальной планировки) на основе Стратегий социально-экономического развития регионов, в основу многих из них (например, СТП территории Самарской области) положена так называемая кластерная политика развития экономической базы региона. Происходит регионализация социально-экономического развития и создание региональных научно-промышленных и социальных кластеров с привлечением консолидированного капитала государства, субъекта Федерации, иных источников.

Для регионов и городских округов будет продолжена большая работа – создание Региональных нормативов градостроительного проектирования, для крупнейших городов наряду с Генеральными планами предполагается разработка и утверждение Градостроительных нормативов проектирования в городском округе, ПЗЗ (Правил застройки и землепользования).

Около 200 регионов, крупнейших и крупных городов уже разработали и частично утвердили эти основополагающие документы, регулирующие градостроительную деятельность на территориях, открывающую путь к более комплексной, экологически обоснованной, и в том числе согласно национальным проектам России социально ориентированной застройки городов и сельских населенных пунктов. В реальной же практике градостроительства остается много организационной работы по работе с диверсификацией производственной базы моногородов, решения проблемы точечной застройки в городах, выработки четких стратегий по градостроительной реконструкции промышленных узлов в производственные и инновационные кластеры.

Отдельная градостроительная проблема для российских городов – управление сферой городского и ландшафтного дизайна для поднятия уровня благоустройства и улучшения облика российских городов и поселений.

4. Социальный и демографический аспекты градостроительной политики. Огромное значение имеют ясные программы для развития градостроительства в городских округах, освоение технологий участия жителей в проектах преобразования городской и сельской среды. Это - градостроительные форумы, фестивали, \"мозговые штурмы\" и другие, к которым привлекаются все наиболее активные интеллектуальные и финансовые силы регионов.

5. Создание структуры государственного управления вопросами формирования системы расселения страны, планирования территорий и развития городов и поселений. Подобная структура должна носит не декларативный характер, а консолидирующий, анализирующий и координационный. Основой такой структуры должны стать, как представляется, три \"кита\":

I. Концентрация информационных данных, их единое электронное представление и совместимость, своевременное обновление.

II. Концептуальное научное обеспечение лучшими специалистами страны, способными выдвигать инновационные идеи (прежде всего РААСН), доверие к которым имеет высшее руководство страны, а также обеспечение продвинутыми молодыми кадрами, подготовленными для работы со сложными базами данных.

III. Возможность работать над долгосрочными стратегиями, поддержанная адекватным финансированием (возможно, консолидированным, то есть федеральным бюджетным, региональным, отраслевым совместным).

Современные проблемы строителей и инновации

Одна из главных проблем градостроительной деятельности заключается в отсутствии качественной документации территориального планирования и градостроительного зонирования. Сегодня практически на 100% утверждены схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, свыше 90% схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов и городских поселений утверждены или находятся на стадии согласования и утверждения. Однако качество исполнения этих документов крайне низкое. А ведь именно на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории осуществляется строительство. Отсутствие ясного понимания, какой именно объект можно строить на конкретном земельном участке, существенным образом тормозит развитие строительной отрасли.

Введение института декларирования ответственности за соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, института постепенной отмены обязательной экспертизы проектной документации требует особого взвешенного подхода. Государственные органы должны обладать правом проверки соответствия сведений, указанных в декларации, и в случае их несоответствия – правом останавливать начатое строительство. Сегодня проблема низкого качества проектной документации стоит достаточно остро, приводя часто к тому, что ошибки в проектной документации выявляются уже на стадии строительства.

Важной проблемой является также развитие института страхования ответственности в строительстве, так как это действенный способ обеспечения безопасности. Страховщики обладают своим собственным интересом, чтобы не допустить возникновения страховых случаев. Сегодня, когда не решена проблема строительных фирм-однодневок и \"коммерческих СРО\", когда отсутствуют четкие критерии понятия \"страхового случая в строительстве\", остаются актуальными вопросы применения франшизы, институт страхования ответственности не работает должным образом и лишь в некоторых случаях смягчает уже случившиеся негативные последствия. Введение негосударственного строительного надзора также требует дополнительного обсуждения с учетом мнения профессионального сообщества, соблюдения баланса как частных, так и общественных интересов.

Требует совершенствования и система саморегулирования, пришедшая на смену лицензированию. Главная цель саморегулирования – это создание объединения ответственных участников строительного процесса.


Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru