Зеленый пояс Тюмени: благая идея с бюрократическим подходом

Как и опасались экологи-общественники, при единогласном «за» на «круглом столе» и публичных слушаниях представители органов власти в итоге отказали общественникам в создании лесопаркового зеленого пояса вокруг Тюмени. Основания отказа изложены в постановлении Тюменской областной Думы от 07.04.2017 г. № 354 и статье «Зеленый пояс: благая идея с юридическим подвохом», опубликованной в парламентской газете «Тюменские известия» за 14.04.2017 г.

Александр Мусиенко

Конечно, печально, что даже такая инициатива экологов-общественников, как создание зеленого пояса, опирающаяся на федеральный закон, не нашла поддержку у органов власти. Но зато ход продвижения этой инициативы показал подлинное отношение органов власти к вопросам охраны окружающей среды, сохранению лесов, а самое главное, раскрыла намерения органов власти по использованию пригородных территорий вокруг города Тюмени и окружающих областной центр лесов.

Как следует из содержания указанных постановления и статьи, главной причиной отказа является то, что большая часть существующих лесов вокруг г. Тюмени планируется к вырубке. Цель: разработка карьеров для добычи полезных ископаемых (в основном, песка), строительство капитальных зданий и сооружений (очевидно, коттеджей, малоэтажных жилых домов и др.), расширение границ областного центра (в постановлении и статье это обозначено как «резервирование для государственных нужд»).

Остальные многочисленные основания и возражения, видимо, приводятся для того, чтобы «сгладить» указанные намерения.

Нельзя же всерьез воспринимать такой довод, что на территории, предлагаемой к созданию зеленого пояса, в настоящее время существует 24 несанкционированные свалки. Спрашивается, а может ли это обстоятельство являться препятствием для создания зеленого пояса? Согласно действующему законодательству и Схеме обращения с отходами на территории Тюменской области, утвержденной в 2016 году, размещение отходов должно производиться только на полигонах и мусоросортировочных станциях. Поэтому указанные 24 свалки не имеют права на свое существование и должны быть незамедлительно ликвидированы, а земельные участки под ними – рекультивированы.

Или доводы о том, что в предлагаемые границы зеленого пояса попадает 62 лицензионных участка для организации питьевого водоснабжения, земельные участки, выделенные для многодетных семей, Велижанский полигон ТКО, Особо охраняемые природные территории и т.д. Дело в том, что согласно статье 62.2 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» определение конкретных размеров площади зеленых поясов является исключительным полномочием органов исполнительной власти. И сделать это они должны в 180 дневный срок после принятия региональными Думами решения о создании лесного пояса, тогда как Общественным палатам регионов согласно той же статье  названного закона для рассмотрения ходатайства о создании зеленого пояса  отводится лишь 30 дней. В указанных в постановлении и газетной статье лицензиях, документах о резервировании, проектах на указанные объекты все необходимые сведения имеются, поэтому за 180 дней (полгода!) собрать эти сведения органам власти не представляет большого труда.

Другим доводом является довод о необходимости проведения инвентаризации зеленых насаждений. Но со слов представителей Департамента лесного комплекса Тюменской области на инвентаризацию бюджетные средства не предусмотрены, а ее проведение потребует не менее 1,5-2 лет. Да и будет ли через 2 года что-либо инвентаризировать?

Согласно части 1 статьи 90 Лесного кодекса РФ: «Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик». Однако, последнее лесоустройство Тюменского лесничества выполнено не так давно, и материалы его еще не устарели. Согласно части 1 статьи 69.1 Лесного кодекса, входящей в состав главы 5 «Лесоустройство»: «Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов». То есть, в процессе лесоустройства уже фактически проводилась инвентаризация зеленых насаждений. Поэтому необходимые сведения у Департамента лесного комплекса Тюменской области имеются.

Кстати, в Главе IX.1 ФЗ РФ  «Об охране окружающей среды», именуемой «Лесопарковые зеленые пояса», при создании зеленого пояса отсутствует требование о «предварительной инвентаризации лесов» и  тем  более  «финансово-экономическом обосновании лесопаркового зеленого пояса».

Как сказано выше, в соответствии со статьей 62.2  ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» уполномоченные  органы  государственной  власти субъекта  РФ в течение  180  дней  после  принятия  решения о создании   лесопаркового  зеленого пояса устанавливают его  границы.

Еще одним доводом, содержащимся в газетной статье, является то, что режим использования зеленого пояса якобы является менее строгим, чем существующий режим использования существующих зеленых зон, попадающих в предлагаемые границы зеленого пояса (из 87 000 га они составят 67 000 га).

Доказательством того, что все наоборот, является содержание указанных постановления и статьи. Ведь органы власти отказали в создании зеленого пояса вокруг города Тюмени именно потому, что режим его использования не позволит отводить карьеры и производить капитальное строительство. При этом, как сказано выше, 67 000 га из 87 000 га предлагаемой площади зеленого пояса состоит именно из территорий существующих зеленых зон, но это не мешает органам власти выдавать лицензии на разработку карьеров и резервировать земельные участки под капитальное строительство. Если же лицензии и резервирование не касаются земельных участков, расположенных в зеленых зонах, тогда такие лицензии и резервирование не препятствуют созданию зеленого пояса, по крайней мере, на площади 67 000 га. Предлагаю сравнить указанные режимы:

Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ: «3. В лесопарковых зонах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства…

…4) разработка месторождений полезных ископаемых;…

…5. В зеленых зонах запрещаются:

1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов».

Согласно части 3 статьи 62.4 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»:

«На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;

2) размещение отходов производства и потребления I-III классов опасности;

3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории;

4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;

5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов;

6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);

7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

8) размещение скотомогильников;

9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений».

Таким образом, зеленые пояса имеют 9 ограничений, а зеленые зоны только 5.

Несостоятельным является и довод, содержащийся в газетной статье, о том, что до создания зеленого пояса необходимо определиться с перспективой развития города Тюмени и дождаться утверждения Генеральных планов населенных пунктов Тюменского района. Большинству горожан известно, что перспективы развития территории города Тюмени уже определены Генеральным планом города Тюмени, утвержденным в 2008 году и откорректированным в 2011 году, с расчетным сроком развития до 2025 года и перспективным сроком – до 2040 года. При этом многие муниципальные образования Тюменского района также имеют недавно утвержденные Генеральные планы развития, например, Московский муниципальный округ. Принятие Генеральных планов оставшихся муниципальных образований Тюменского района должно было состояться еще до 31 декабря 2016 года и перенесено на первое полугодие 2017 года.

Некоторые доводы, содержащиеся в газетной статье, не соответствуют действительности.

Так, в газетной статье изложено, что ни в одном регионе якобы не принят закон о зеленом поясе. Между тем, в сети Интернет несложно отыскать постановление Смоленской областной Думы от 23.03.2017 г. № 138 о создании лесопаркового зеленого пояса, а также информацию, что в нескольких регионах состоялись общественные слушания по созданию зеленых поясов.

Также из содержания газетной статьи можно сделать вывод, что в ходатайстве Общественной палаты или ТРОО «Зеленая планета» содержится предложение о «прирезке» участков городских лесов в состав зеленого пояса.

Между тем, в ходатайстве ТРОО «Зеленая планета» изложено: «В целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду ТРОО «Зеленая планета» для усиления средозащитных функций лесов считает целесообразным создание лесопаркового зеленого пояса вокруг Муниципального  образования  город  Тюмень,  путем  включения  в  него  лесов  Тюменского  лесничества  Тюменской  области, за  исключением территорий эксплуатационных  лесов  (карта-схема прилагается), в границах муниципального образования Тюменский район». А в ходатайстве Общественной палаты говорится: «Информируем Вас, что по итогам голосования участниками общественных (публичных) слушаний поддержано ходатайство ТРОО «Зеленая планета» о создании лесопаркового лесного пояса вокруг г. Тюмени…

…К настоящему ходатайству прилагаем: ходатайство ТРОО «Зеленая планета» с приложением; протокол общественных (публичных) слушаний, содержащий информацию о ходе проведения, поступивших предложениях, заявлениях и рекомендациях; список участников слушаний; одобренную участниками слушаний резолюцию».

То есть, городские леса города Тюмени конечно же не включены в предлагаемую площадь зеленого пояса, зеленый пояс предлагается создать только в границах Тюменского района.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ, который ее выражает непосредственно, а также через процедуры выборов и референдумов. Что для жителей города Тюмени и Тюменского района нужнее: карьеры или сосново-березовые леса, окружающие Тюмень, должны решать не чиновники, а граждане. Тем более, что недавно во многих СМИ было распространено заявление представителей Департамента недропользования и экологии Тюменской области, что уже существующими карьерами по добыче песка Тюмень обеспечена на 50 лет вперед. Да и не будет трагедией, если карьеры будут отводиться не на расстоянии 10-30 км от г. Тюмени, как сейчас, а немного подальше, на расстоянии 50-60 км.

На общественных слушания по созданию зеленых поясов вокруг города Тюмени, состоявшихся 20 февраля 2017 г., присутствовало 91 человек, в том числе представители органов власти и всех заинтересованных организаций, которые могли высказать свои возражения. Но открыто и принародно они этого сделать не отважились. Лишь руководители Департамента лесного комплекса высказали свое мнение в отношении режима использования Зеленого пояса и инвентаризации зеленых насаждений, но при этом проголосовали за создание зеленого пояса (За создание проголосовало 89 чел., 1  против, 1  воздержался).

Неделю тому назад комиссия по экологической безопасности Общественной палаты Тюменской области направила запросы в органы власти о предоставлении конкретной информации и писем, указанных в постановлении Тюменской областной Думы от 07.04.2017 г. № 354.

 

Член правления ТРОО «Зеленая планета», член группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области, член коллегии экологов Общественного совета города Тюмени А.И. Мусиенко

Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru