В конце января на территории отеля DoubleTree by Hilton Tyumen прошла ежегодная встреча профессионалов рынка недвижимости – Рождественский саммит РГУД. Ключевыми задачами мероприятия традиционно стали подведение итогов года ушедшего и прогнозы на ближайшее будущее.
Организовали мероприятие Российская гильдия управляющих и девелоперов, Academy of Real Estate (ARE) и ГК «Дeнова». Участниками стали представители власти, топ-менеджеры девелоперских и строительных компаний, инвесторы и владельцы недвижимости, представители банков и инвестиционных фондов, специалисты финансовых и коммерческих направлений, работающие в сфере недвижимости.
Вторая часть Саммита – «Эволюция форматов недвижимости в эпоху Covid» – была посвящена новым форматам жизненных пространств и инвестициям в недвижимость. Провели инвестиционную сессию генеральный директор ГК «Денова» Наталья Девяткова и коммерческий директор ГК «ЭНКО» Андрей Скосырский.
Эксперты рынка недвижимости признают, что сегодня крайне трудно что-либо прогнозировать. Пандемия внесла свои коррективы в развитие всех направлений бизнеса, предугадать ее последствия сейчас невозможно и рынок пытается развиваться, подстраиваясь к ежедневно меняющейся реальности.
Еще несколько лет назад мы говорили о коворкингах, как о новом формате недвижимости. Сегодня же активно развиваются не только форматы совместных рабочих мест, но и мест совместного проживания – коливинги. Заместитель директора Центра развития недвижимости Becar Asset Managment Дарья Канева (г. Санкт-Петербург) рассказала о развитии этого формата в России, его особенностях и потребителях. По словам эксперта, формат коливингов появился, благодаря развитию двух мировых трендов – урбанизации и возрастающего чувства одиночества у людей.
Коливинг (от англ. Coliving – «совместное проживание») – это формат размещения, при котором совместно проживающих людей связывают не родственные связи, а общие интересы.
«Тренд на урбанизацию распространен везде по миру, по всей России, люди максимально сосредотачивают свой быт в городах. В крупных городах, несмотря на ограничения и пандемию, растут ставки аренды. Идея совместного проживания не нова, – отмечает Дарья Канева. – Хотя для рынка современной России этот формат новый, все же это – хорошо забытое старое: есть советское прошлое с идеей коммун, коммунальных квартир».
Очень важным при этом является формирующийся в «эпоху Ковида» тренд одиночества: в какой-то момент мы все дистанцировались друг от друга, но сейчас, спустя два года изоляции, у многих людей появилась острая потребность в общении. Как ответ на мировые тенденции, коливинг стремительно развивается. Главная задача этого вида «общежития» – в четком подборе резидентов, разделение по интересам, профессии, хобби с другими людьми. Они должны социализироваться, знакомиться и создавать новые общие проекты.
Сегодня этот формат активно развивается. Лидеры такого жилья – США и Азия. Сейчас по всему миру уже функционирует более 3,5 тысяч подобных объектов. Самый распространенный формат – это отдельная комната для каждого резидента, комнаты небольшие и компенсируются большими общественными пространствами, где происходят различные активности.
«Коливинг – гибридый формат, в котором есть свои отличительные особенности, но в целом объекты внешне похожи на сервисные апартаменты, гостиницы, с разными форматами жилых площадей. Отдельная комната для резидента, совместная инфраструктура и очень важна та атмосфера, за которую платят резиденты. За нее отвечают комьюнити – менеджеры, их основная задача – обеспечить досуг резидентов – образовательный, развлекательный, спортивный и т.д. У каждого коливинга есть своя аудитория и свой фокус – студенческий, профессиональный, проектный», – поясняет Дарья Канева.
Коливинг отличается в первую очередь качеством проживания и эстетикой. Приятный ремонт, логично организованное пространство, общая кухня, гостиная, спортзалы и уютные дворики, дополнительные бонусы в виде уборки, сервис и атмосфера – вот, что делает проживание в коливинге комфортным.
«В России рынок коливингов только зарождается. Интерес растет, он подкреплен как инвестиционным спросом, так и арендным. В мировом понимании на сегодняшний день в России коливингов нет, они находятся на стадии разработки проектов и реализации. Есть несколько подобных объектов, которые можно отнести к хостелам, сервисным апартаментам или гибридным форматам, но тем не менее тренд уже набирает обороты и мы видим, что многие девелоперы изучают и планируют строительство подобных объектов. Есть заявленные проекты в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде», – говорит Дарья Канева.
По словам эксперта, популярным становится уменьшение площади жилых комнат и увеличение общественных пространств, как и в гостиничном сегменте. Средняя стоимость аренды в мире – 818 долларов в месяц. В России – 35-37 тыс. руб. Люди платят за атмосферу, сервис, возможность жить здесь и сейчас. В основном, конечно же, это молодежь, несемейная аудитория 22-35 лет – цифровые кочевники, айтишники, студенты.
Обычно коливинги открываются в крупных городах, где есть потребность в качественном и относительно недорогом арендном жилье, со средней продолжительностью пребывания – от года. Небольшие объекты – порядка 1000 кв.м и средним размером комнаты – 20 кв. метров.
«Коливинг – формат специфичный. Многие его пробуют, но выживают в основном сетевые операторы, поэтому 98% это сетевики. Заполняемость 88% – очень высокий показатель. И для гостиниц, и для сервисных апартаментов. Это тот сегмент, который не проседает в пандемию, за счет того, что у резидентов долгосрочные контракты», – делится Дарья Канева.
Что касается Центра развития недвижимости Becar Asset Managment, компания изучает рынок европейской недвижимости, затем переносит успешные идеи на собственные проекты и проекты своих клиентов. Сейчас у них в реализации два проекта коливингов: в Санкт-Петербурге, площадью 125 тыс. кв.м; в Дубае – классический коливинг с барами на крыше, общественным пространством. По словам Дарьи Каневой, уже на этапе запуска на него образовался колоссальный спрос, со ставками выше арендных.
«У нас порядка 2,5 тыс. активных инвесторов, которые вкладываются в коммерческую недвижимость, получая пассивный доход. Спрос на этом рынке высокий, а продуктов качественных пока очень мало. Сегодня для региональных девелоперов есть целая палитра вариантов, что можно построить, на чем можно заработать, помимо стандартных вариантов жилья. Инвестору все равно, где находится проект, он получает пассивный доход. Ключевой фактор заключается в том, кто реализует проект, что это за проект и какая управляющая компания будет обслуживать этот объект», – подвела итог своего выступления Дарья Канева.
О новых видах недвижимости разговор продолжился. В частности, директор по развитию сети апарт-отелей YE'S Антон Агапов рассказал о перспективном, на его взгляд, виде недвижимого имущества – сервисных апарт-отелях. Подробнее об этом – в других материалах по итогам Рождественского саммита.
Мария Сюткина, Светлана Ахмеднабиева
Фото «КВ»