Минувшая неделя выдалась насыщенной на события – выставка «Строймаркет», круглые столы и презентации, совещания и открытия. Открылся и новый деловой сезон нашего совместного с группой компаний «ТИС» и ТюмГАСУ проекта «Публичные лекции». Благо, повод нашелся сам и довольно значимый – в Тюмени с визитом побывали куратор российского представительства международного конкурса Archiprix, преподаватели Московской архитектурной школы, практикующие архитекторы Оскар МАМЛЕЕВ, Наринэ ТЮТЧЕВА и Татьяна МОСКВИНА. Их трехчасовая лекция, посвященная современным тенденциям в архитектуре, образовании и строительстве собрала около двухсот участников и вызвала неподдельный интерес как практиков, так и будущих архитекторов.
Надо сразу сообщить, что Тюмень стала вторым российским городом в перечне городов, где планирует побывать делегация столичных архитекторов. Это лестно, но и накладывает определенную ответственность, прежде всего, на будущих архитекторов. Причин же цикла поездок несколько – во-первых, это презентация конкурса Archiprix Russia, во-вторых, обзорная информация о существующих сегодня в России возможностях и вариантах архитектурного образования, в-третьих, просто откровенный и зачастую нелицеприятный разговор о самой профессии «архитектор». Начнем по порядку.
О лекторах:
Оскар МАМЛЕЕВ – профессор, преподаватель Московской архитектурной школы, член Лондонской Архитектурной Ассоциации, профессор Международной Академии архитектуры, куратор конкурса Archiprix Russia (Архиприкс Раша).
Наринэ ТЮТЧЕВА – руководитель архитектурного бюро «Рождественка» (Москва), преподаватель Московской архитектурной школы.
Татьяна МОСКВИНА – архитектор компании Armstrong (Армстронг).
Archiprix: страшно молодые и страшно талантливые
Archiprix International (Архиприкс Интернешнл) - признанный международный конкурс дипломных работ студентов-архитекторов, урбанистов и дизайнеров. Он был основан 12 лет назад в Нидерландах, как способ выявления и поощрения наиболее талантливых и неожиданных решений будущих звезд архитектуры и дизайна. На конкурс принимают по одной дипломной работе от профильного учебного заведения любой страны мира, поэтому число участников также говорит нам о количестве участвующих вузов. Archiprix проводится один раз в два года и каждый раз его победителей награждают в разных городах: Роттердам, Стамбул, Глазго, Шанхай… Заметим, что российские архитекторы НИ РАЗУ не участвовали в этом престижном конкурсе.
Но ситуация переломилась в прошлом году – поданная от России работа получила заслуженные оценки и награду жюри. И уже в 2013-м Archiprix приехал в Москву, все работы участников были показаны на 18-й Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», а в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел воркшоп с участием финалистов. 286 проектов из 76 стран, шесть победителей и четыре российских участника – таковы итоги этого года. Но главный итог, пожалуй, в другом – на постоянной основе создано представительство конкурса в России. Его основной задачей будет поиск молодых архитектурных талантов по всей России. Чтобы показать, в каком направлении «тренировать мозги», что сегодня интересно профессиональному сообществу, что волнует общество и как на это реагируют архитекторы, Оскар МАМЛЕЕВ привез в Тюмень презентации проектов-победителей конкурса.
Тюрьма как дантовские «круги ада», где нижний – абсолютное зло, а верхний – путь к освобождению и свободе – именно так, в буквальном смысле обыграла аллегорию великого итальянца в своем проекте «Пенал» российская участница конкурса. Она расположила пенитенциарное заведение на дне бывшего рудника, как бы в огромной воронке, сделав его ярусами. На нижнем ярусе, по замыслу автора, находятся люди, понесшие самые суровые наказания, а верхнем – те, кто близок к исправлению, у них даже есть спортивные площадки и футбольные поля…
Оскар МАМЛЕЕВ: «Построить в России достойное здание – это подвиг»
Проект «Давайте поговорим о мусоре» польского студента Хугона Ковальского задел очень болезненную для этой страны тему – соседство ужасающих трущоб и роскошной жизни мегаполиса. В Мумбаи, столице индийского кинематографа, есть район Дхарави и это единственная трущоба в мире, которая приносит прибыль. Здесь процветают тысячи мини-фабрик и мастерских, поставляющих в город предметы первой необходимости. В год здесь производятся товары на сумму 500 млн долларов, и каждый день жители трущобы приносят домой около 6 тонн мусора. Вторичным сырьем для переработки может служить стекло, алюминий, бумага, пластик, краски, жестяные банки, провода, радиодетали и даже мыло из близлежащих отелей. Здесь нет централизованного водопровода и канализации, нет вообще всего того, к чему мы привыкли в городе. Можно себе представить, какая в этом месте клоака и зловоние?! Но что самое удивительное - живущие здесь люди счастливы и не желают менять свои хижины на квартиры в многоэтажных домах. И поэтому Хугон придумал и разместил свое здание рядом с мусорной свалкой, и спроектировал его из… тех же вторичных материалов, переработкой которых зарабатывают себе на жизнь обитатели трущоб. Здание должно занимать три квартала в длину и один в ширину. Внутри здание разделяется коридором на две части: жилую часть с южной стороны и рабочую часть с северной. Коридоры также служат для проветривания помещений, защищая жилую часть от зловоний, исходящих из той части здания, где происходит переработка вторсырья. Здание приподнято над землей, в результате чего образуется открытый первый этаж, который служит в основном для подъема сырья со свалки в рабочую часть и вывоза производимых жильцами готовых товаров. Все здание поделено на боксы, как в многоуровневой парковке, и в данном случае именно боксы (всего их 5820) служат местом для жилья.
Проект «Мавзолей для Ватнайекюдля» - заставляет в очередной раз задуматься о бренности существования всего земного, о недолговечности даже самых, казалось бы, вечных вещей. Архитектурная задача автора этого проекта заключалась в том, чтобы создать здание в недолговечном ландшафте, а именно в лагуне Йокульсарлон в Исландии, именно здесь находится крупнейший в стране ледник Ватна, который тает, постепенно сползая в Атлантический океан. Здание, по замыслу автора, должно было стать, как для туристов, так и для местных жителей, наблюдательным пунктом, сенсориумом времени, но еще в большей степени — обсерваторией для наблюдения за прошлым, за реликтом, в толще которого есть лед, образовавшийся более тысячи лет назад, стать архитектурным нарративом, повествующем об эволюции и эрозии природного ландшафта, зданием, обладающим монументальностью и памятью.
Наринэ ТЮТЧЕВА: «Реноме архитектора требует реабилитации и изменения отношения к практике»
Рассказывая о проектах – участниках и победителях конкурса, Оскар МАМЛЕЕВ все время акцентировал внимание на том, что любой архитектурный проект, замысел сегодня должен нести социальную нагрузку в первую очередь, приносить реальную пользу обществу, обращать его внимание на проблемы, так скажем, не «первого плана».
«Единой архитектурной школы нет и это-то и хорошо!»
Вторым большим блоком лекции Оскара МАМЛЕЕВА стал рассказ и сравнительный анализ различных архитектурных школ мира. По его словам, сегодня совершенно невозможно говорить о каком-то едином подходе или главенствующих принципах – каждая школа по-своему хороша и замечательна, каждый подход находит свое место и отклик. «У меня довольно большой преподавательский опыт и с его высоты могу утверждать, что лучшую школу выделить невозможно, - говорит профессор. - Так, например, голландскую архитектурную школу называют «высоколобой», «высокоинтеллектуальной» и в этом ее своеобразие, ее уникальность. Британская школа, по мнению большинства, самая креативная и фантазийная, даже фантастическая, я бы сказал, и это тоже хорошо. Удивительным открытием для меня стала Латинская Америка – так, как они сейчас работают с архитектурой «бау-хау», не работает, пожалуй, никто».
А вот российская архитектурная школа до последнего времени пребывала в стагнации развития. По мнению Оскара Раульевича, мы были вырваны из международного контекста: «Непоправимый ущерб нанесло и наносит вмешательство государства в формирование городской среды, резко упал имидж профессии, сегодня уже мало кто ассоциирует архитектора с создателем шедевра, будущего памятника архитектуры… Перечислять «раны» можно долго, но все же лучше двигаться вперед».
И об этом движении вперед шла речь в лекции столичных гостей. Так, одним из значительных событий последнего времени, которое должно существенно изменить ситуацию в отрасли, стало появление Московской архитектурной школы, созданной по инициативе известного архитектора Евгения АССА. К слову, на процесс ее создания ушло почти десять лет.
Татьяна МОСКВИНА: «Мы отвечаем за то, что делаем и доверяем друг другу»
Школа работает в тесном сотрудничестве с London Metropolitan University (Ландон Метрополитан Юнивесети), и выпускники МАРШ получают диплом, который соответствует стандартам института британских архитекторов ARB/RIBA Part 2. Это достаточно высокая степень, которая позволяет в дальнейшем строить карьеру в любой стране мира.
Образовательная модель МАРШ принципиально отличается от традиционной российской модели – это двугодичная магистратура для тех, кто уже закончил четыре курса архитектурного бакалавриата. Образовательный процесс состоит из четырех блоков-модулей. Первый блок - это студия архитектурного проектирования. Второй - блок технологии и конструкции. Далее - блок гуманитарных знаний, куда входит история, философия и так далее. Следующий блок профессиональной практики: тут все, что связано с процессом проектирования, непосредственная работа архитектора. Здесь же законодательство, нормативная юридическая база, профессиональная этика. Есть подблок «Урбанистика», который включает в себя современные проблемы, теории и вопросы городского планирования. И еще один блок, который создатели школы называют «Цифровая культура» - он посвящен современным компьютерным технологиями и их применению в градостроительстве. Есть и различные дополнительные курсы, которые студент может посещать по своему желанию и интересам. Студентов в МАРШ совсем немного – около 40 человек, отбор, соответственно, довольно жесткий.
Основная задача Школы, по словам Оскара МАМЛЕЕВА, «вдумчивое и глубокое постижение реалий современной жизни. Человек, призванный формировать среду обитания, должен знать массу дисциплин, разбираться в вопросах социологии, политики, быть технически подкованным, у него должен быть хороший вкус и интуиция. Результатом магистерской работы в МАРШ является архитектурный проект с серьезной аналитической базой. «Это должна быть системно выстроенная авторская методика, которая предполагает большее погружение в проблему и разработку предложений по ее решению», - говорит лектор, резюмируя свое выступление.
Не поиск формы, а поиск смысла
Далее выступила Наринэ ТЮТЧЕВА, профессор МАРШ, руководитель московского архитектурного бюро «Рождественка», которое славится своими проектами по реконструкции зданий и сооружений – от объектов культурного наследия до промышленных объектов и территорий, умело вписанных в архитектуру современного мегаполиса. Она показала несколько работ студентов МАРШ по исследованию городской среды в поисках единого идеального пространства как для детей, так и для взрослых. Затем продемонстрировала ряд реализованных и находящихся в работе проектов «Рождественки», которые, скажем прямо, поразили слушателей публичной лекции.
Коротким, но ярким выступлением запомнилась аудитории третья участница лекции - архитектор компании Armstrong Татьяна МОСКВИНА. В тот же день, с утра и до обеда она провела семинар для профессиональных участников строительного рынка по применению конструкций Armstrong при создании объемов и интерьеров. На встрече в рамках проекта «Публичные лекции» Татьяна показала уже студентам архитектурной специальности, что можно сделать из хорошо известных конструкций и материалов, если отбросить стереотипы.
И обо всем этом более подробно мы расскажем в следующем номере «КВ».