Платить за время пребывания в заведении, в котором можно приятно провести время – непривычное, но уже популярное поветрие. Вот и в Тюмени открылось уже второе антикафе под интригующим названием «Пятый угол». Какие причины побуждают бизнесменов идти на такой рискованный шаг? За счет чего окупаются затраты – и окупаются ли вообще? Все это «Бизнес-квадраты» обсудили с Алексеем Скриповым, директором «Пятого угла».
Что же такое антикафе (или time-cafe)?
Идея оплачивать время, проведенное в кафе, а не пищи и услуг, оказанных в нем, родилась у московского писателя Ивана Митина. Первым российским антикафе стал его «Циферблат», открывшийся в сентябре 2011 г. После этого мода на новый формат захватила столицу и уверенно зашагала по стране.
Каждое антикафе старается разработать оригинальную концепцию, чтобы выгодно отличаться от конкурентов и привлекать как можно больше посетителей – ведь именно они приносят основной доход. Дополнительный – это продажа еды, напитков и сдача помещения в аренду под различные мероприятия.
Во всех антикафе курить и пить спиртное, как правило, запрещено. А пить чай, кушать принесенные с собой продукты, общаться, сидеть в интернете, играть в настольные игры можно сколько угодно. Главное – оплачивать время, даже если вы в какой-то момент забыли о нем.
- Алексей, расскажите, почему ваш выбор пал именно на антикафе?
- Решив заняться бизнесом, я перебрал массу вариантов. Я едва не открыл булочную (смеется). Изучая статистику, я обнаружил, что в Германии в десятки раз больше булочных, чем у нас. Это интересная вещь. Также была идея создать коммерческий архив. На Западе принято не очень секретные документы хранить за пределами организации. Хотя в этой сфере уже есть свои лидеры, попробовать все равно можно было.
Почему именно антикафе? Тогда это было новым, «волна» только началась. Я подумал: если смогу в нее «заскочить», все получится. Расходы вполне укладывались в мой бюджет. К сожалению, я был не первым. Когда я только начал этим заниматься, конкурентов еще не было, но я догадывался: наверняка кто-то озадачен тем же, что и я. Но процесс затянулся – нас опередили. А потом я уже не захотел останавливаться на полпути – зачем? У нас разные концепции, и я не считаю, что мы мешаем друг другу.
- Как вы нашли это помещение?
- Найти в центре что-то подходящее безумно сложно. На первую линию с отдельным входом с улицы цена зашкаливает. Если честно, я даже не представляю, что там нужно открыть, чтобы остаться в плюсе. Это могут позволить себе банки, магазины брендовой женской одежды или бизнесмены с большим капиталом, которые «двигают идеей», и им неважно, какой будет стоимость аренды.
- На что вы обращали особое внимание при подборе?
- В первую очередь, конечно, на цену. Затем – на транспортную развязку и хорошую проходимость, которую дает нам центр города, близость к университетам и мосту Влюбленных.
- Как проходили поиски?
- Сначала я искал сам. Интернет и газеты мне не особенно помогли, поэтому я просто ходил пешком по нужному району и смотрел на вывески – где что сдается. Я очертил для себя некие границы: от улицы Профсоюзной до Дома Обороны и от железной дороги до реки. Я уже рассматривал пару вариантов, когда один риэлтор нашел «горящее» предложение, от которого я отказаться не смог.
- В каком состоянии находился будущий «Пятый угол»? Кстати, какова его площадь?
- Раньше на этих 120 квадратных метрах располагалась автошкола. Хорошая плитка на полу, покрашенные стены, потолок, свет – все было готово для офиса. Оставалось лишь занести столы и компьютеры. Но мне не нужен был офис. Я заказал дизайн-проект своего антикафе и начал эпопею с ремонтом. Поэтому, в общем-то, открытие и затянулось.
- Ремонт вы делали за свой счет? Снизилась ли оплата аренды?
- Да, хозяйка пошла навстречу и предоставила скидку на несколько первых месяцев.
- Алексей, расскажите о тонкостях процедуры открытия антикафе.
- Помещение заявлено как точка общепита: у нас есть керамическая посуда, кофе, чай, кофемашина и бойлер. Надо мной, правда, посмеялись в СЭС: мол, нам и без тебя работы хватает. Тем не менее, сделали все быстро и по стандартам. Многие, кстати, боятся открывать бизнес из-за страха перед «бумажками» и инстанциями, но лично у меня никаких «препонов» не было. Только налоги вовремя плати (смеется).
- Итак, антикафе наконец открылось. Каковы ваши впечатления?
- Тропинка натаптывается потихоньку, и пока нужно продолжать работать над мероприятиями. Без них антикафе не совсем интересно. Кинопоказы, мастер-классы, настольные игры… Мне хочется, чтобы люди приходили сюда с созидательными целями, что-то обсуждали и объединялись.
- Московский опыт говорит нам о попытках «слепить» антикафе и коворкинг (офис для фрилансеров – прим.авт.). Вы задумывались об этом?
- В принципе, у нас уже все для этого есть: компьютер, интернет, сканер, принтер, ксерокс. Но основным нашим направлением коворкинг вряд ли станет.
- Почему?
- Помещение небольшое, и гости будут просто мешать фрилансерам.
- Какой должна быть проходимость, чтобы обеспечить окупаемость?
- Человек сорок в день. Длительность варьируется. Если гость пришел поучить лекции или посетить мероприятие, ему потребуется три-четыре часа. А если он просто зашел выпить чашку чая, самое оптимальное время – час.
- Получается, что прибыль вы получаете только за счет посещаемости?
- Да. За проведение мастер-классов денег мы не берем. Их организаторы только пробуют свои силы. Мы предоставляем им наше кафе как площадку для первых опытов, а они, в свою очередь, обеспечивают нам поток клиентов.
- А в Москве организатор мастер-класса платит антикафе «денежку».
- Возможно, мы придем к этому. Но я считаю, что это может отталкивать.
- Многие владельцы антикафе не скрывают, что особой прибыли такой бизнес не приносит, и они занимаются им только из социальных соображений – чтобы молодежь не «шаталась» по подъездам и сомнительным заведениям.
- Именно так. В нашем заведении запрещен табак и алкоголь, поэтому здесь приятно находиться. Цель, конечно, у нас коммерческая – просто у такого бизнеса есть ярко выраженный социальный оттенок. А вообще любое дело можно сделать прибыльным, если над ним работать.
- Ваш поступок довольно смелый.
- А где бы он не был смелый? Представьте себе: я резко меняю что-то в жизни. Что мне сделать? Открыть магазин с одеждой? Этим люди занимаются десятилетиями, у них есть опыт и наработанные связи. Производство – это интересно, но и вложения в разы больше. Остается движение в сферу сервиса.
- А что, по вашему мнению, произойдет, когда закончится мода на антикафе?
- Россия погрузится в хаос (смеется). Я считаю, популярность таких заведений вызвана не столько модой, сколько отторжением того, что происходит в стране уже несколько десятилетий. В подростковой среде нормальная практика – пить пиво во дворе. А ведь российская культура завязана не на алкоголе. В антикафе молодые люди могут просто пообщаться, сменить обстановку и при этом за вечер не выпить ни грамма спиртного и не выкурить ни сигареты. Мода на что-то здоровое вряд ли пропадет, поэтому такой формат, надеюсь, будет популярен и в будущем.