Бычий череп – выразительный элемент орнамента, сохранившегося во фризе «Сибирского коммерческого банка» (ул. Республики, 30). Таинственно, даже пугающе. При чем тут череп и почему именно в банке? Несколько версий на этот счет выдвигает искусствовед, преподаватель кафедры ДАС ТюмГАСУ Оксана Костко.

«Сибирский коммерческий банк» (ул. Республики, 30) в третьей трети XIX века являлся жилым домом, принадлежащим тюменскому купцу, известному благотворителю Прокопию Подаруеву. После его разорения перешел в собственность Сибирского торгового банка. В 1900г. Он претерпел реконструкцию, а в 1914г. был обновлен снаружи и расширен с главного фасада пристройкой – операционным залом, решенным в стиле неоклассицизма. Проект принадлежал перу известнейшего городского архитектора Константина Чакина. С его-то легкой руки и возник в интерьере этого зала лепной фриз, представляющий традиционный букраний. Это бычий череп, соединенный растительной гирляндой, чередующийся с круглыми цветочными розетками.
Константин Павлович Чакин очень осмысленно относился к выбору декоративного убранства, почему он обратился к этой древнему символу, известному с глубокой древности?

Джакомо Кваренги использовал «бычий» мотив при строительстве СПб Ассигнационного банка в 1783-1789 гг. Известно, что Константин Чакин выезжал в Петербург, и это существенно повлияло на его творческую манеру: почти все его здания выстроены в неоренессансном стиле.
Умение читать каменное убранство фасадов, знание мифологии, атрибутов античных и языческих божеств у горожан ХIХ столетия могло сравниться со знанием христианской мифологии у средневековой паствы. Поучимся и мы.
Бычьи черепа с рогами – частые находки могильников еще с первобытных времен, где они лежат обычно в порядке, исключающем «случайный момент присутствия». Ранние изображения черепа-букрания зафиксированы еще в VII в. до н.э. В эпоху эллинизма, с III века до н.э. подобные изображения уже дополнены гирляндами и символизируют праздник жертвоприношения. В таких ритуалах жертвенное мясо шло на приготовление трапезы, а черепа с рогами нередко крепили на плоскости стен. Изображения букраниев сохранились на саркофагах, чашах, мебели, в архитектурном декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров в эпоху античности, возрождения, классицизма и модерна.
Букраний несет множество смыслов, и самый звучный из них – аллегория бренности. Но и само животное тоже несет мифические свойства: несокрушимый, поднимающий на рога противников, сметающий все препятствия. Неслучайно термин «бык» – это способ ведения биржевых операций, нацеленных на повышение курса.
Языческая сущность букрания – в спасительной искупительной жертве. Банковское дело, по сути, ростовщичество, – занятие грешное и небогоугодное. Бык как «солнечное» животное, принадлежащее верхнему миру должен умилостивить небеса. В нашем случае, в тюменском банке, он находится у самого потолка – «на вершине» интерьера, царит над суетой.
Вспомним также, что букраний изображен на римском динарии (на монетах Каракаллы 198 – 217гг.). Еще одно обоснование – орнамент играл роль оберега, заклинания от воров. Напоследок также слегка напоминает кадуцей, атрибут Меркурия /Гермеса, покровителя торговли и финансов, крылатая шапочка которого украшает маскароны на фасаде. Сам фасад также был окрашен в «цвет Меркурия», голубой. Столбы, завершавшиеся скульптурной головой Гермеса, некогда греки ставили на дорогах как указатель пути и на межах, как охранителя собственности. При этом герму могли украшать гирлянды, как у букрания, в знак особого почтения. А мы уже знаем, что букраний, древнейший оберег, выполняют сходную задачу, усиливая охранную функцию.
Наконец, у меня родилась самая невероятная версия: изображение букрания – это память о прежнем владельце, дух которого остался в этих стенах. «Тюменский Хогарт» Иван Калганов изобразил некогда на карикатуре городского голову кентавром, с туловищем быка. Вокруг постамента ликует толпа тюменских чиновников и купцов, а золотопромышленник, изображавший всесилие денег, является для них идолом.
Впрочем, это только догадки, среди которых неоспорима только одна истина: историзм, как ведущий стиль ХIХ – н. ХХ вв, был стилем «умного выбора»,который строился не на слепом заимствовании и копировании наследия, а на его глубинном постижении ,изучении и анализе. В таких элементах, как в зеркале, отражается сущность эпохи, подчеркивается ее культурная непрерывность, чувствуется ее стиль, язык. И даже будто бы запах языческих костров доносится до нас из глубины времен.
Фото: Анатолий Клименко, архив автора