В Кадастровой палате рассказали, как защитить свою электронную подпись от мошенников

Специалисты управления информационной безопасности Федеральной кадастровой палаты рассказали о безопасном использовании электронной подписи, а также дали подробный инструктаж, как не пострадать от связанных с ней действий мошенников. Учитывая сообщения в СМИ о мошеннических действиях на рынке недвижимости при совершении электронных сделок, свои советы дали и специалисты тюменской Кадастровой палаты.

Александр Дудко

Храните электронные ключи, как зеницу ока!

Прежде всего, нужно учитывать, что если мошенник завладел средством для создания усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) от имени другого человека, то фактически спектр его действий с этим инструментом становится неограниченным. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить недоступность для других лиц носителя, содержащего ключевую информацию, соответствующую вашему квалифицированному сертификату ЭП. При получении квалифицированного сертификата ЭП необходимо установить надежный ПИН-код к хранилищу ключевой информации и сохранить его в тайне. Если возникло подозрение, что конфиденциальность ключевой информации была нарушена, не рекомендуется заверять электронные документы квалифицированной ЭП. В этом случае необходимо сразу же обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший квалифицированный сертификат ЭП, чтобы приостановить или прекратить его действие.

Следует пояснить, что самой электронной подписью завладеть нельзя, можно завладеть лишь инструментом для создания подписи от чьего-либо имени. Таким инструментом служит так называемый закрытый ключ ЭП – это конфиденциальная информация владельца сертификата электронной подписи. Совместно сертификат ЭП и соответствующий ему закрытый ключ являются аналогом именной печати с кодом. Доступ посторонних лиц к закрытому ключу ЭП является несанкционированным.

Получить его мошенник может двумя способами. Во-первых, взять оставленный без присмотра USB-носитель (флэшку/токен) с ключевой информацией, подписать необходимые электронные документы и вернуть его на место. Во-вторых, найти удостоверяющий центр, который лояльно относится к клиентам и, в нарушение Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», мягок при удостоверении личности заявителя и поверхностен в отношении обработки персональных данных. Такому центру для процедуры идентификации заявителя может быть достаточно отправленных по электронной почте фотографий или скан-копий паспорта, ИНН, СНИЛС и других документов предполагаемого будущего владельца сертификата ЭП.

«Мы также поддерживаем усиление контроля деятельности аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу квалифицированных сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью. Например, не стоит доверять аккредитованным удостоверяющим центрам, обещающим выдать квалифицированный сертификат ЭП дистанционно, на основании фотографий или скан-копий персональных данных, без визита в офис аккредитованного центра для удостоверения личности», – отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.

Закон защищает электронные сделки с недвижимостью

Процедура идентификации личности перед созданием квалифицированного сертификата электронной подписи должна проводиться только при личном присутствии заявителя и представлении оригиналов документов (если нет ИНН или СНИЛС, предварительно нужно получить их в соответствующих ведомствах). Кроме того, например, при обращении в Кадастровую палату исключена возможность получения квалифицированного сертификата ЭП для физического лица уполномоченным лицом по доверенности или на основании иного документа, подтверждающего данные полномочия.

Помимо этого, следует проявлять бдительность в отношении своих персональных данных и оценивать, какие данные, каким образом, на каком основании и кому передаются. Например, контрагенту может быть нужен только номер телефона, а он запрашивает ИНН, адрес прописки и т.д. Отдельное место занимает положение о предоставляемом вами согласии на обработку персональных данных при работе в интернете на каких-либо сайтах. Это положение является обязательным к прочтению. Стоит обратить внимание на объем предоставляемых в рамках этого положения персональных данных, а также на место их обработки, операции по их обработке и возможность передачи данных третьим лицам.

«Нам известно о двух случаях мошенничества с ЭП на рынке недвижимости, в масштабах всей страны – это тысячная доля процента. Но даже на такие единичные случаи государство очень быстро отреагировало и ужесточило законодательство», – напоминает Павел Чащин.

Так, с 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 286-ФЗ, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной ЭП при проведении сделок с недвижимостью. По новым правилам провести такие сделки можно только с письменного согласия собственника недвижимости. Для этого нужно подать специальное подписанное собственноручно заявление в МФЦ.

Исключения из правил – в поддержку цифровизации

Однако есть исключения из правил, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не требуется специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника объекта.

«Мы при любом удобном случае доводим это до сведения потенциальных заявителей. Так, дополнительно о своем согласии на электронную сделку собственник сообщать не должен в том случае, если используемая при оформлении сделок с недвижимым имуществом электронная подпись выдана удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты. Подписи надежно защищены, гарантом подлинности выступает корневой сертификат головного удостоверяющего центра Минкомсвязи, – комментирует начальник отдел информационных технологий тюменской Кадастровой палаты Александр Дудко. – Под исключение из новых правил подпадает сделка, если она проводится с участием нотариусов или органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде. Также действие нового закона не распространяется на цифровую ипотеку. То есть, сохраняется возможность электронной подачи сведений от кредитных организаций».

Отметим, что за восемь месяцев текущего года тюменской Кадастровой палатой выдано в два раза больше сертификатов, чем за аналогичный период 2018 года, что говорит о росте популярности использования электронных сервисов. Тем более, что такую электронную подпись можно применять не только для получения услуг Росреестра – она надежна и подходит к трем десяткам других электронных ресурсов.

Как отмечают специалисты Кадастровой палаты, с одной стороны, новый закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка.

Если есть необходимость в получения более подробной информации, стоит обратиться на портал http://uc.kadastr.ru или по телефону тюменской Кадастровой палаты (3452) 259-000. Специалисты дадут необходимые пояснения.

Пресс-служба тюменской Кадастровой палаты


Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru