Тюменское УФАС представило полную картину нарушений рекламного законодательства

Сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на прошлой неделе провели семинар, полезный, в первую очередь, для застройщиков и риэлторов, работающих на рынке «долевки», а также для всех распространителей рекламы долевого строительства и финансовых услуг.

Наталья Шишова, Светлана Марчук

Повторенье – мать ученья

Как оказалось, на тюменском рынке появились застройщики, плохо ориентирующиеся в Законе о рекламе, да и всем, кто соблюдает положения закона, связанные с привлечением средств граждан в жилищное строительство, было полезно повторить основы, чтобы лишний раз не нарваться на штрафные санкции со стороны фискального органа.

Семинар с разбором конкретных случаев и требований рекламного законодательства провели в «Галерее застройщиков Тюмени» заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля соблюдения законодательства Тюменского УФАС России Светлана Марчук и заместитель начальника этого отдела Наталья Шишова.

Специалисты управления подняли вопросы, связанные с размещением недостоверной и недобросовестной рекламы, рассказали об общих и специальных требованиях к рекламе. Кроме того, представители УФАС остановились на случаях недобросовестной конкуренции, когда один застройщик при помощи публикаций в СМИ подрывал репутацию другого застройщика или раскручивал себя, используя бренд известной и хорошо зарекомендовавшей себя на рынке компании.

В зоне лекций, организованной в галерее, собралось порядка 30 человек. Прозвучала теория, были разобраны наглядные примеры ненадлежащей наружной рекламы, а также размещенной на сайтах компаний-застройщиков.

Общественность на страже закона

В этом году газета о строительстве и недвижимости «Квартирный вопрос» отметила 25-летие своей работы на тюменском рынке, и старожилы издания хорошо помнят начало кампании профилактики появления «обманутых дольщиков».

В 2005 году заработал Федеральный закон 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве объектов…», а в 2007 году Главное управление строительства Тюменской области озаботились вопросом достоверности рекламы, связанной с привлечением средств граждан в жилищное строительство, поскольку органы Госстройнадзора наделили дополнительными полномочиями контроля над долевым строительством, включая достоверность размещаемой застройщиками рекламы.

С этого времени «КВ» активно занимается профилактикой нарушения Закона о рекламе. С подачи ГУС ТО при участии застройщиков, риэлторов и СМИ в 2011 году была создана общественная организация по типу СРО – Областной совет по рекламе – с пользой для всех проработавшая целую пятилетку. В результате основные игроки рынка недвижимости научились соблюдать законодательство, рекламируя продаваемые ими объекты долевого строительства и ипотечные продукты. Печатные издания практически освободились от недостоверной рекламы «долевки» и ипотеки.

Кстати, при Тюменском УФАС работает Экспертный совет по применению законодательства о рекламе – общественность обсуждает рекламу, в том числе, долевого строительства и ипотеки. В Совет входят представители структурных подразделений правительства Тюменской области, связанных с развитием информационной политики, культуры, защитой прав потребителей, а также представители высших учебных заведений и СМИ. Как заверили специалисты УФАС, члены Совета смотрят на рекламу с точки зрения потребителя – обычного жителя области, который должен однозначно понимать то, что заложено в рекламе, получать полную информацию о продукте и его производителей «здесь и сейчас».

Следует взвешенно подходить к видам рекламы

Сделал свое дело Областной совет по рекламе и «ушел на заслуженный отдых». Но, как показал семинар, пора собираться снова – для участников рынка недвижимости требуются рекомендации по применению закона о рекламе, которые не могут давать специалисты Тюменского УФАС (не имеют права), отсылая застройщиков, риэлторов и СМИ к головному ведомству…

Мы все это уже проходили: задавали вопросы УФАС, просили дать рекомендации, получали «неофициальные рекомендации» или комментарии специалистов на основе правоприменительной практики. В результате этой работы были созданы рекомендации для участников тюменского рынка недвижимости, которых придерживалось большинство рекламодателей и рекламораспространителей.

Однако, все течет, все изменяется… Меняется закон о долевом строительстве, на рынок приходят новые застройщики, реклама массово перешла из печатных изданий в интернет, но при этом не перестала быть рекламой и по-прежнему требует соблюдения соответствующего закона. На это обратили внимание слушателей семинара представители Тюменского УФАС России.

То, что существенная информация на рекламных щитах вдоль трассы размещается в «нечитаемом виде» – не новость. Проезжая по скоростной магистрали или перебираясь через Транссиб, разглядеть то, что написано мелким шрифтом невозможно даже при очень хорошем зрении. Специалисты УФАС неоднократно советовали участникам рынка взвешенно подходить к видам рекламы и учитывать объективные возможности.

В частности, не стоит размещать на щитах вдоль дорог рекламы финансовых услуг, поскольку при упоминании об одном условии, влияющем на «цену вопроса», нужно указывать все существенные условия ипотеки. Такую рекламу лучше перенести в интернет, поскольку там пространство неограниченное – можно разместить все необходимую информацию для полного представления о финансовой услуге.

Не всякая информация является рекламой

В продолжение «финансовой темы» специалисты УФАС заметили, что не всякая информация является рекламой, в том числе – при продаже «долевке» или рекламе ипотечных продуктов. Например, информация об ипотечных продуктах банка, размещенная на сайте самой кредитной организации, рекламой не является и может содержать не все условия сразу (существенные условия могут быть прописаны в специальных разделах). Если застройщик размещает на своем сайте информацию об ипотеке, с помощью которой можно приобрести квартиры в строящемся доме, это является рекламой и требует публикации всей существенной информации о банковском продукте на сайте застройщика.

А вот о своих квартирах на своем сайте строительная компания может разместить ту информацию, какую пожелает. В том числе, о планах строительства новых объектов «с целью изучения спроса». Но если эта информация выходит за пределы фирмы – должна появиться ссылка на проектную декларацию строящегося дома, должно быть выдано разрешение на строительство объекта и соответствующим образом оформлен земельный участок. Без соблюдения этих условий рекламировать объект нельзя. В рекламе при этом должен быть указан реальный застройщик, а не только ГК (группа компаний не является юридическим лицом и не может быть застройщиком).

При любом раскладе, на любых носителях информация должна быть достоверной и пониматься потребителем однозначно! Эта мысль прошла через весь семинар красной линией. Политика Тюменского УФАС России, как и других органов, контролирующих бизнес, направлена на профилактику нарушений законодательства. Хотя, штрафы за нарушение Закона о рекламе предусмотрены и немалые. Главное теперь – внять предупреждению, исправить недочеты и больше не нарушать…

Специалисты УФАС выказали готовность при необходимости вновь встретиться с представителями бизнеса и в очередной раз рассказать о требованиях Закона о рекламе, разобрать нарушения на конкретных тюменских примерах, поскольку всех ситуаций сразу не предусмотреть и не рассмотреть. Тем более, что грядут новые изменения в закон о «долевке». Вполне возможно, что скоро не будет необходимости ссылаться на проектную декларацию, а появится сноска с указанием того, что объект строится с использованием эскроу-счетов, а застройщик аккредитован в том или ином банке…

На семинаре побывала Светлана Ахмеднабиева

______________

новости партнеров

Увеличился ли спрос на квартиры тюменского «Объекта года»

Дом в Тарманах готовится к вводу в эксплуатацию

По предложению Мостостроя-11 разработчики Smart City ТИУ создают первую в регионе «умную» каску

31 октября в Тюмени состоится масштабный форум недвижимости


Подпишись на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru