Деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ обсудили на «круглом столе»

28 февраля в штабе тюменского Общероссийского народного фронта (ОНФ) прошла дискуссия на тему «Оценка текущей деятельности управляющих компаний». На заседание были приглашены эксперты, хорошо знающие тему – представители управляющих компаний, органов власти и общественных организаций. 

Открывая заседание, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» в Тюменской области Сергей Соловьев сказал, что тема «круглого стола» выбрана неслучайно. На сегодня она крайне актуальна: у жителей накопилась масса проблем и вопросов, и важно, чтобы собственники понимали все нюансы законодательства, а управляющие компании не вводили граждан в заблуждение.

- Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что эксперты дают рекомендации, не вникнув в суть происходящего, не изучив ситуацию изнутри. В результате люди пишут во все инстанции, а начинать разговор нужно было с организацией, обслуживающей дом. Причина нежелания жителей выстраивать диалог с управляющей компанией кроется в том, что ряд недобросовестных УК, которые не выполняют возложенные на них обязательства, создают репутацию всей отрасли ЖКХ, и люди относятся к ним с предубеждением. Хотя есть много организаций, которые ответственно подходят к процессу управления многоквартирными домами и делают жизнь граждан более комфортной. Как правило, не всегда жители знают, куда обращаться за защитой нарушенных прав, не понимают, как решаются проблемы и какие сроки требуются для исправления ситуации, каковы полномочия тех или иных органов и каким образом специалисты государственной власти и общественные институты могут помогать в решении конкретных вопросов в сфере ЖКХ, – сказал он.

Заместитель главы администрации города Тюмени Павел Перевалов напомнил, что рынок управления у нас развит. В городе 569 организаций занимаются управлением многоквартирными домами (МКД). Он отметил, что собственники сегодня могут многое. В соответствии с Жилищным кодексом РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений. То есть судьба общего имущества, определение порядка его содержания и ремонта и многие другие вопросы решаются самими собственниками. Вместе с тем, практическая реализация этой нормы породила существенные трудности. Одна из них – жители не участвуют в собраниях и не вникают в представленные сметы или перечень и стоимость услуг, что в свою очередь отражается на текущем содержании дома. 

Управляющие организации публикуют отчеты о своей деятельности, что в настоящий момент является обязательным, и каждый собственник может проанализировать деятельность своей УК. Если работа управляющей компании не устраивает, то граждане могут выйти на общее собрание с инициативой о расторжении договора управления. Конечно, собственники вправе принимать решения относительно судьбы собственного дома, но несут и ответственность, в частности за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). 

- Все УК разные, и если взять два дома одного типа, то можно увидеть, что и состояние у них разное. Проводя проверки, мы видим, что есть дома, где текут трубы, нет ремонта в местах общего пользования, зато есть бытовой мусор на лестничных клетках, выброшенный жильцами. В таких домах низкая платежная дисциплина, многие собственники не платят за квартиру годами… У управляющей компании, как правило, нет другого источника содержания дома, как плата жителей. Мы каждый день принимаем от граждан жалобы на УК. Совместно с государственной жилищной инспекцией нам удалось наладить достаточно эффективный механизм взаимодействия, что позволяет оперативно реагировать на проблемы, – подчеркнул Павел Анатольевич. – Специалисты проводят внеплановые проверки на основании обращений о невыполнении управляющей организацией условий, предусмотренных договором управления. По результатам этих проверок собственники нескольких многоквартирных домов приняли решение расторгнуть договор управления с управляющей компанией, – продолжил отчет Павел Перевалов.

Руководитель УК «Универсал» Александр Григорьев своим выступлением буквально перевернул стереотипы, бытующие как среди простых жителей, так и среди представителей общественных организаций. Он рассказал, что добросовестно выполнять обязанности при обслуживании домов можно. В качестве аргументов привел примеры работы на общежитиях, которые у его управляющей компании составляют 80% от общего объема обслуживаемого жилищного фонда. На принесенных им с собой фотографиях видно, что подъезды отремонтированы, отопление в них есть, чистота поддерживается.

У управляющей компании есть целый список обязательных услуг: содержание лифтов, обслуживание оборудования в доме, аварийка, диспетчерские, работа сантехников, электриков, дворников и т.д. Два раза в год проводятся обследования домов, составляются сметы на ремонты для согласования с жителями. Население утверждает тариф. При этом УК приходится уделять много внимания текущему ремонту.

По словам руководителя УК «Универсал», низкая платежная дисциплина собственников и нанимателей жилых помещений, конечно, наносит серьезный удар по текущей деятельности. Но тем не менее, даже в таких непростых условиях в домах УК «Универсал» поддерживается порядок.

По мнению специалистов государственной жилищной инспекции, сегодня многое делается для того, чтобы УК исправляли нарушения, не доводя ситуацию до административного наказания. Надзорный орган проводит очень много семинаров, конференций, «прямых линий», что позволяет обучать не только собственников, но и специалистов УК.

При обсуждении вопросов на «круглом столе» прозвучал ряд проблем, также влияющих на качество обслуживания многоквартирных домов. Одна из них – нарушение управляющими компаниями сроков проведения текущих ремонтов. Делать поддерживающие ремонты мест общего пользования нужно каждые 5 лет.

Второй фактор – самовольная перепланировка и переустройство жилых помещений, проведенная собственниками квартир. Подчас в общежитиях прокладка коммуникаций происходит с нарушением требований технических регламентов. Для прокладки трубопроводов осуществляется пробивка отверстий в несущих стенах и межэтажных перекрытиях. Наличие воды в трубопроводах, не предусмотренных проектом здания, увеличивает нагрузку на несущие элементы МКД. Отсутствие гидроизоляционного слоя приводит к постоянному намоканию и постепенному разрушению конструктивных элементов (стен, перекрытий).

Третий фактор – низкая платежная дисциплина собственников и нанимателей жилых помещений.

Надо отметить, что в Тюмени действуют меры поддержки, оказываемые администрацией города Тюмени управляющим организациям: это предоставление субсидий лицам, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилых домов, признанных ветхими и аварийными; выделяются субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Жители также могут подавать документы на получение субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг, если платят больше 22% от совокупного дохода семьи.

Итогом «круглого стола» станет резолюция. Также участниками встречи было предложено в ходе обследования домов управляющими компаниями обращать внимание на перепланировки и сообщать о фактах нарушения конструктивных элементов дома в контролирующие органы. При этом органам власти было рекомендовано усилить информационную составляющую – разъяснять собственникам помещений в многоквартирных домах их права и обязанности.

Пресс-служба ОФН


Подпишись на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru