ДРКВ: Кризис: повод затаиться

К круглому столу по загородной недвижимости, прошедшему в Технопарке 24 января, журнал «Свой дом» подготовил опрос компаний-девелоперов. Они стали заочными участникfами круглого стола, посвященного проблемам и перспективам развития загородных проектов. Вопросы анкеты касались итогов прошлого года и прогнозов на 2015-й. В нем поучаствовали 14 компаний, осуществляющих девелоперские проекты под Тюменью. Опрос показал, что девелоперы, в силу неоднородности самого рынка, часто по-разному смотрят на ситуацию, к началу 2015 года они получили разные результаты, но примерно одинаково реагируют на кризис.

В опросе участвовали представители проектов: «Серебряный бор», «Серебряная подкова», «Подушкино», «Васильково», «Бавария», «Приозерный», «Зеленые Холмы», «Лесная поляна», «Царицыно», «Туринская слобода», «Луговое», «Успенская», «Новоаменский», «Зубарево Хиллз», «Зеленый город», «Русичи», «Решетниково» и других.

На вопрос, каковы были итоги 2014 года, был ли он успешным, 12 из 14 компаний ответили утвердительно, некоторые особо подчеркнули, что 2014 год был лучшим из последних трех лет. Примеры успешности: увеличили объем реализации в полтора раза, открыли новые очереди продаж, реализовали 300 участков. Из других достижений: в прошлом году было запущено, согласно опросу, пять новых проектов. Некоторые из них были реализованы за год. Однако новые проекты – скорее исключение, чем правило на рынке. Но стагнацией это назвать нельзя, так как абсолютно все девелоперы в прошлом году успешно трудились над совершенствованием инфраструктуры, прокладывали или завершали строительство инженерных коммуникаций, улучшили дороги, работали на благоустройство поселка.  Один девелопер открыл в поселке управляющую компанию, провел интернет.

Что касается ценовой ситуации, то половина компаний в прошлом году оставила цены на прежнем уровне, а вторая половина опрошенных цены подняла, что явилось показателем вложений в инженерную подготовку участков. Будут ли предприниматели поднимать цены в 2015 году вслед за падением рубля? Половина ответила отрицательно, отрицая прямую взаимосвязь между поведением валюты и ценой за сотку. Вторая половина опрошенных планирует цены поднимать, опять же, не из-за рубля, а согласно темпам освоения поселков.

Второй блок вопросов касался прогнозов на год. На вопрос, какого поведения компании ожидают от рынка, больше 60 процентов опрошенных считают, что спрос на коттеджные проекты и на землю в целом останется на прежнем уровне. Падения спроса ожидают четверо компаний. Ажиотаж на рынке предсказали трое. На вопрос о количестве и качестве игроков рынка девелоперы ответили по-разному. То, что выживут сильнейшие, ожидают пять компаний. Все компании останутся на плаву – по мнению семи опрошенных. Двое девелоперов предположили, что сегодня могут оттянуть часть спроса компании, склонные к нечестной конкуренции и демпингу цены при низком качестве загородного продукта. 

Какие участки будут пользоваться спросом? Спрос сместится в пользу подготовленных под строительство проектов, по мнению подавляющего большинства участников опроса. Правда, в терминологии тюменских девелоперов «готовыми» участками называются инженерно освоенные земли, а не участки с построенными домами. Двое девелоперов, оба работающих с подрядом, высказали мнение, что рынок еще не готов к схеме покупки «земля+дом».

Самой успешной стратегией реализации большинство девелоперов признали  продажу поселков смешанного типа, с широким меню предложений. Часть выразили уверенность, что эконом-вариант и средний по цене продукт будет наиболее востребован. Часть, наоборот, высказали мнение, что на эконом-варианты у покупателей не будет денег в силу удорожания ипотечных продуктов. Пара компаний собирается продумать стратегию продаж, минуя банки. Что касается собственной тактики поведения, то подавляющее большинство заняли выжидательную позицию, – это касается и выведения на рынок новых проектов, и рекламы старых.

Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru