Инициатива жильцов не должна быть наказуемой

С чего хотелось бы начать наш разговор? Много ли проблем в нашем многоквартирном доме? Да, пожалуй, как и в любом другом. С момента своего заселения каждый дом начинает жить полноценной жизнью, в которой всегда находятся какие-нибудь житейские хлопоты – там траву скосить, здесь дверь входную поправить… Для чего и призываются управляющие компании. Как правило, с появлением таких организаций жильцы тут же успокаиваются по вопросам управления общего имущества – зачем следить, ведь мы же наняли организацию, платим ей деньги, она и должна заботиться о том, чтобы у нас было чисто и ничего не ломалось. Однако не все управляющие организации готовы за деньги жильцов выполнять возложенные на них обязанности по содержанию дома.

Димитрий Кравченко

Но сегодня хотелось бы поговорить не о бытовых проблемах. Все житейские неурядицы и проблемы являются лишь следствием более глобальных процессов, о которых не каждый собственник даже задумывается, не говоря уже о прогнозировании развития событий от действия или бездействия сторон. Сразу же оговорюсь – приводить какие-либо доказательства, ссылаться на законы и нормативные документы в данной статье не имеет смысла. Если нужны доказательства, я готов предоставить их при фактическом решении проблем.

Совет нашего дома сформировался в апреле 2012 года. Тогда на волне энтузиазма был сформирован коллектив из восьми человек – практически по представителю от каждого подъезда. Мы были полны решимости изменить взаимоотношения с управляющей компанией, улучшить содержание нашего дома. Мы искренне завидовали жильцам соседнего дома по улице Газовиков – у них видна работа ТСЖ: появилась новая детская площадка, отремонтирован фасад дома… Безусловно, и нам хотелось стремиться к этому. Поэтому в первый же месяц мы пришли в нашу управляющую компанию и торжественно вручили Соглашение по совместной работе. Мы прекрасно понимаем, что нашим энтузиазмом не возведешь материальных ценностей, что действовать в улучшении жизни нужно сообща с теми, у кого есть ресурсы на осуществление наших замыслов. Но наше предложение отодвинули в сторону. Управляющая компания посчитала, что она сама знает, что нужно для нашего дома и для жильцов. Да и сам факт, что сейчас придется делиться информацией с представителями собственников, не обрадовал руководство фирмы. Таким образом, начало диалогу положено не было.

Следующим этапом развития событий стал капитальный ремонт в нашем доме. Он должен был начаться буквально с момента появления Совета дома. И мы были готовы к нему (мы – Совет дома). Но не управляющая компания. С первых же дней этого грандиозного мероприятия началась какая-то сумятица – то подрядчики не вышли на работу, то материалы не завезли… Мы по несколько раз сообщали жителям сначала о готовности к ремонту и предоставлению доступа в квартиры, а затем о задержке производства работ. Управляющая компания взирала на этот хаос со стороны. Через месяц, наконец, приступили к замене труб… силами двух представителей южных стран ближнего зарубежья. Видя такой поворот событий и понимая, что двумя умельцами не выполнить объем по капитальному ремонту в намеченном объеме, мы начали действовать. Совет дома писал письма в УК «Благо», в департамент ЖКХ, в ГУС Тюменской области и даже губернатору… Мы приглашали телевидение, собирали собрания жильцов. В результате «проснувшееся» руководство управляющей компании обвинило в бездействии и саботаже… Совет дома. Объявило это во всеуслышание, а затем донесла по «сарафанному радио» до бабушек и дедушек нашего дома. Капитальный ремонт был закончен в январе месяце. К тому моменту мы даже уже мечтать не могли о том, что нам заменят трубы отопления – отключать стояки в декабрьские морозы было бы уже небезопасным занятием. Но работы по замене труб водоснабжения и водоотведения были выполнены. Все это время члены Совета находились рядом с подрядчиками, координировали их работу, договаривались с жильцами о доступе, разъясняли действия подрядчика. Управляющая компания решила постоять в сторонке, самоустранившись от решения этой задачи, ограничившись вывозом металлолома с территории двора и лестничных клеток подъездов.

Ремонт закончился… А между управляющей компанией и Советом дома уже не овражек пролегал – река, которую не перепрыгнуть в одночасье. Но диалог все-таки можно было настроить. И этот диалог продолжился… в русле указаний управляющей компании Совету дома: проведите-ка общее собрание собственников, необходимо повысить тарифы за обслуживание дома. На отказ Совета дома в участии в этом мероприятии обслуживающая организация поступила по-своему: напечатала протокол общего собрания, подписала двумя пенсионерами с нашего дома и выполнила поставленную перед собой задачу – сама себе назначила желаемую оплату за предоставляемые услуги. Глядя на происходящее, у избранников собственников начали опускаться руки – для чего нас избрали, если наше мнение ничего не значит? Не видя дальнейшего сотрудничества с управляющей компанией, Совет решил провести собрание собственников и обсудить данную ситуацию. И вот тут началось самое интересное – травля членов Совета. Нас обвиняли во всех грехах, называли саботажниками, натравливали на нас пенсионерок, рассказывая им небылицы о рейдерстве… Наши обращения в органы власти остановить провокации со стороны УК не возымели действия – «управляющая компания не в нашем подчинении, она коммерческая организация, мы не можем ей что-либо запрещать». В этой травле не многим захотелось дальше продолжать работать в Совете. По сути, Совет в своей численности сократился вдвое, уставшие от нападок члены Совета уже не желают даже общаться с собственниками, дабы не навредить себе.

А что же местные власти? Ведь реализация федеральных законов на местном уровне в их компетенции. Управа и Департамент городского хозяйства предпочитают не портить отношения с управляющей компанией – многие вопросы в работе городских служб решаются при помощи предприятий ЖКХ. Требуется определить дворовую территорию – управляющая компания выполнит эту работу даже без согласия собственников. И не важно, что на отведенном участке почему-то оказывается проезд и часть детской площадки соседнего дома, а из дворовой собственности таинственным образом исключается относящаяся к дому детская игровая площадка – задача, поставленная Управой, выполнена. Нужно содержать дворовые спортивные сооружения, построенные городом – и опять к управляющей компании. И не важно, что посреди хоккейного корта уже растут кусты ивы – корт будет залит при любых обстоятельствах. А лужа на дворовом проезде, которая даже при небольшом дождике превращает подходы к домам в непреодолимую водную преграду? Управляющая компания будет откачивать ее. Какие проблемы? И вроде бы нормальное взаимодействие городских структур и исполнителей на местах. Вот только одно «но» – для того, чтобы управляющая организация откачала воду из лужи, залила хоккейный корт или выполнила подрезку деревьев, ей потребуется расплатиться за наем спецтехники, заплатить за потребление воды, нанять работников с бензопилами. И все это УК выполнит за счет жильцов.

А что сами жильцы? Можно с уверенностью сказать, что людей, которые не задумываются о содержании общего имущества и считают, что все работы по дому выполняются за счет государства, становится все меньше. Получая на руки квитанции об оплате за услуги, они все чаще задаются вопросом – почему я должен платить за то, чего я не получил? В нашем подвале постоянно лопаются трубы ГВС, происходят перебои с горячей водой. Почему я должен верить главному инженеру ООО УК «Благо», рассказывающему о том, что трубы были перегреты предыдущей управляющей компанией – ведь он принимал это хозяйство, да и за 7 лет своего правления организация уже должна была за счет отчислений на текущий ремонт заменить пришедшие в негодность трубы.

В наших подъездах последний косметический ремонт делался лет 20 назад. За что я как собственник должен ежемесячно оплачивать услуги управляющей компании по содержанию и ремонту мест общего пользования, если я вынужден передвигаться по подъезду бочком, чтобы не испачкаться о содранную штукатурку? Во дворе возвышаются до 9-го этажа прекрасные тополя, которые за свою жизнь ни разу не испытывали на себе сучкорезы и бензопилы. За что я должен платить, задыхаясь от тополиного пуха? Периодически появляются объявления о повышении тарифов, расклеиваемые управляющей компанией. Но почему я должен платить деньги, если у меня даже не спросили согласия об увеличении платы? И как результат – собственники перестают платить. Получается замкнутый круг – управляющая компания отказывается выполнять работы по содержанию дома из-за отсутствия денежных средств, а жильцы отказываются платить, не видя результатов работы управляющей компании по содержанию и ремонту дома. Управляющая компания в очередной раз поступает своими методами – запугиванием непокорных жильцов коллекторскими агентствами, вывешиванием «позорных» списков должников на досках в подъездах.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы и определить причины возникающих проблем. Думаю, что данные причины применимы к каждому многоквартирному дому в нашем городе.

До тех пор, пока управляющие компании будут действовать самостоятельно, без совместного планирования и решения задач по содержанию и ремонту многоквартирных домов, а также определения затрат на данные мероприятия, с избранными собственниками Советами МКД, до тех пор, пока организации ЖКХ будут скрывать от собственников фактические затраты по содержанию и ремонту многоквартирных домов – до тех пор будут возникать конфликты между этими управляющими организациями и жильцами.

До тех пор, пока местные власти будут отворачиваться от Советов МКД, не видя в них реальной силы, пока они будут потворствовать нечистым на руку организациям – до тех пор органы местного самоуправления будут тратить свои силы на неудобные для себя запросы жильцов по качеству содержания многоквартирных домов.

Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru